Поиск

Чего ждать от сервиса Apple Music?

Чего ждать от сервиса Apple Music?

Прогнозы экспертов

Подготовила: Анастасия Каменская

Прямо сейчас компания Apple запускает собственный сервис Apple Music. Чтобы понять, что после этого изменится, мы встретились с двумя экспертами и поговорили о прошлом, настоящем и будущем Apple, а заодно и всей музыкальной индустрии

«У каждого свой путь к музыке. Все они начинаются здесь» — сообщает официальный сайт корпорации Apple. Увидеть собственный — и даже сразу по нему пойти — можно будет уже сегодня после 8 утра по тихоокеанскому времени (шесть вечера по Москве), когда в Калифорнии Apple наконец запустит свой сервис Apple Music. После того как в начале июня его презентовали на конференции WWDC, разговоров в индустрии только и было о том, как новый стриминг изменит расстановку сил. Мы решили не гадать, а расспросить профессионалов. И для этого встретились с главным экспертом консалтингового агентства в сфере музыки InSimple Алексеем Николаевым и создателем системы администрирования объектов интеллектуальной собственности Heaven 11 Владимиром Филипповым. Но сначала немного о фактах.

В честь запуска Apple Music дарит всем своим пользователям подписку на три месяца. После ее окончания пользоваться сервисом в России можно будет за 169 рублей в месяц. За эти деньги аудитория получит не только подписку на артистов в Connect и их материалы, а также сохранение и воспроизведение композиций из него, но и прослушивание музыки из медиатеки Apple Music без всяческих ограничений, доступ ко всем радиостанциям и рекомендации музыкальных экспертов, которые в наш век дорогого стоят.

А теперь передаем слово профессионалам.

Чего ждать от сервиса Apple Music? (фото 1)

ОБ ИСТОКАХ

Чего ждать от сервиса Apple Music? (фото 2)

Владимир Филиппов

«На самом деле сейчас все гадают: у Apple получится либо все, либо ничего. Чтобы лучше понять, чего ждать от Apple Music, стоит обратиться к истокам и вспомнить об основе философии корпорации. Она заключается в том, чтобы давать пользователям что-то уникальное, позволяя им почувствовать себя привилегированно. Стив Джобс всегда относился к этому с особенным пиететом. Что касается музыки, он понимал, что настало время, появился пользовательский опыт, — дело было в 2003 году, когда запустили iTunes Music Store. Apple старался создавать максимально удобную пользовательскую среду, но зарабатывать при этом не на ней, а на «железе». На iTunes он зарабатывать не собирался и с легкостью пожертвовал маржинальностью, чтобы привязать к себе аудиторию. Нет ни одного другого музыкального магазина в мире, который так скрупулезно относится ко всему, что туда поступает, — проверяют каждую единицу контента. Все это дает возможность создавать продукт, который отличает компанию от других».

Чего ждать от сервиса Apple Music? (фото 3)

Алексей Николаев

«Изначально лейблы не хотели давать музыку  iTunes, и тогда Стив Джобс обратился к основателю CD Baby (CD Baby — дистрибьютор независимых артистов. — Прим. ред.) Дереку Сиверсу и быстро наладил процесс. Потом Apple сказал, что предпрослушивание будет не полминуты, а полторы, и индустрия возмутилась. В результате же все стало так, как собиралась сделать корпорация, — в общем, факты налицо».

О ТОМ, ЧТО APPLE MUSIC МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

Алексей Николаев

«Первая отличительная черта Apple Music — то, что это сервис, позволяющий музыкантам получить весь тот объем информации, который есть у площадки, в собственное пользование. В частности, у них появится возможность получать общую статистику, понять, что происходит вокруг, кто популярен в их же жанре в других регионах, а с кем придется конкурировать здесь и сейчас. У других сервисов такой возможности нет.

Участникам рынка это даст равные возможности по продвижению своего контента, по коммуникации со своей аудиторией, по росту собственных фанбаз и, соответственно, по монетизации музыки».

Чего ждать от сервиса Apple Music? (фото 4)

О ТОМ, ЧТО APPLE MUSIC МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Владимир Филиппов

«Что последует за тем, как запустится Apple Music? Об этом сейчас и спорит вся музыкальная индустрия. Когда объявили о сервисе, предложение участникам индустрии звучало примерно так: «Давайте перестанем кормить дармоедов». Apple упрекнули другие стриминговые сервисы в том, что они наживаются на артистах, ничего им не платя. Это была провокация и камень, брошенный в воду. Они привлекли внимание к себе и объяснили, что не будут давать музыку бесплатно. Давать музыку бесплатно — порочная практика: музыканты нищенствуют, лейблы закрываются. К слову, Apple не стал сразу же хватать какие-то конкретные примеры о том, что исполнители изъяли что-то у конкурентов, и тыкать ими. Они просто сказали, что это неправильно. Этим они планировали убить сразу двух зайцев: привлечь к себе внимание не только аудитории, но и правообладателей тоже — и этой цели они добились. Но вторая цель не была достигнута — пообещав всем платить за музыку, они попросили у индустрии три месяца бесплатно. И тут уже поступила ответная реакция.

Чего ждать от сервиса Apple Music? (фото 5)

Apple посмотрел на всеобщее недовольство и сказал: «Ок, мы заплатим». Это то, чего от него никто не ожидал. Все думали, что они начнут торговаться, оправдываться, а они просто посмотрели на весь этот бардак и сказали, что решили заплатить. И после этого индустрия пришла в себя и задалась вопросом, почему Apple так легко на это пошел. Факты оказались такими: в мире 400 миллионов пользователей iPhone. Если каждый пользователь iPhone подключится к Apple Music, — а это сделают все, поскольку первые три месяца бесплатны, — то потом они перейдут и на платную подписку. Учитывая философию Apple, которую они проповедуют, и то, как они формируют свой продукт, не приходится сомневаться, что с чужих приложений пользователи тут же пересядут на продукт Apple. Эстетика, культура корпорации выхолащивались десятилетиями — они воспитывали своего пользователя на протяжении нескольких десятилетий. И у многих не будет смысла продолжать пользоваться Spotify».

Алексей Николаев

«Роли компаний в музыкальной индустрии меняются. Если в свое время лейблы  искали талантливых музыкантов и давали им возможность записаться, то теперь они скорее занимаются дистрибуцией и маркетингом. На самом деле лейблам придется вернуться к истокам и начать выращивать артистов, а не просто лицензировать, иначе они потеряют своих артистов. Любой исполнитель, чтобы быть услышанным, должен найти своего менеджера, своего продюсера, свой лейбл. Того, кто потратит время и деньги, чтобы его услышали. И если раньше конкуренция была просто высокой, то сегодня она высока в гипертрофированном масштабе. В эпоху музыкального мусора хорошим музыкантам сложно пробиться, так что лейблы полностью не исчезнут».

Чего ждать от сервиса Apple Music? (фото 6)

О ТОМ, ЧТО APPLE MUSIC МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Алексей Николаев

«Что касается нашей действительности, здесь закономерно возникает вопрос: «А как же "В Контакте"?». Ведь у нас нет Spotify — основного конкурента Apple Music в мировом масштабе, так что на региональном поле в соперниках как раз эта социальная сеть.  Люди часто слушают музыку «В Контакте» из-за чужих плей-листов. И тут-то можно вспомнить о системе рекомендаций Apple Music. Выигрывает тот, кто сильнее увлечет пользователей. Цена внимания не бесплатность, а интерес аудитории. Во всем информативном вале сегодняшнего дня нам нужны провайдеры. Те, чьему выбору мы доверяем. Именно поэтому Apple запускает радио с лучшими редакторами.

Очевидно, что с сегодняшнего дня начнется совершенно новый этап коммуникации».

Владимир Филиппов

«Apple Music — это такая завершающая часть целой экосистемы Apple, позволяющая не переключаться на другие стриминговые сервисы, а пользоваться исключительно продукцией этой корпорации. А зная, насколько у нее лояльная аудитория, можно смело утверждать, что таких людей наберется немало. Для всех уже стал данностью тот факт, что скачивание музыки подходит к концу. И как только Apple полностью выстроит работу своего сервиса, большинство окончательно перестанет пользоваться скачиванием, поскольку Apple Music дает возможность слушать музыку офлайн».