Обзор фильма: "Мамочка" Ксавье Долана
Новая драма о противоборстве сына и матери выходит в прокат
Новый фильм Ксавье Долана шлет пламенный привет его дебютной работе "Я убил свою маму" — не побоявшись упреков в повторе, 25-летний режиссер решил вернуться к проблеме отцов и детей, точнее сына и матери. Конечно, подобный ход был бы эффектнее и логичнее, если бы карьера Долана насчитывала лет 25. Но хмурить брови и трясти сжатыми кулаками перед воображаемым носом режиссера было бы так же странно, как упрекнуть Ван Гога или Фриду Кало за любовь к автопортретам. Да, на повестку дня тему выносят только первый и последний фильмы, но так или иначе она затронута и в остальных. В "Воображаемой любви" появляется экстравагантная родительница Николя, в "Томе на ферме" герой гостит у матери покойного возлюбленного. Каждый раз Долан показывает ровно столько, чтобы можно было в красках вообразить отношения этих матерей и сыновей.
В "Мамочке" и "Я убил свою маму" один и тот же "скелет" конфликта — мать-одиночка vs. бунтующий сын — обрастает разными деталями. В новой картине вместо гомосексуализма сын получает психическое расстройство и куда более артикулированный эдипов комплекс, а внимание режиссера сфокусировано не столько на нем, сколько на матери. Именно она — главная героиня. Даже технически сюжет двигает только Диана. Она машет соседке Кайле, которая дополнит классическое для Долана трио главных героев. Она инициирует ужин с Полом, провоцирующий кульминационную ссору героев и, пожалуй, самый яркий монолог в долановской кинокопилке: "Передохнуть хоть раз! Цветной сон госпожи Дюпре. Отец умер, сын идет за ним. На что я надеюсь, на что? Всегда хочется верить, что завтра все изменится и все будет хорошо. Посмотри на меня — я сгораю, как факел. Видишь? А ты — монгол, ты меня сжигаешь!" Вышел очень чеховский вопль о неразрешимом противоречии: самое дорогое отравляет тебе жизнь, и как ни поверни, выхода не найти.
Счастье — идиллические картинки "окончание колледжа", "свадьба", "внуки" — оказалось за гранью возможного. Диана принимает трагичное решение — то ли ради, то ли вопреки ему. Семейная драма находит молчаливого — вернее, заикающегося — наблюдателя в лице Кайлы. Персонаж, мягко говоря, загадочный. Почему эта женщина предпочитает общество "проблемных" соседей своей собственной семье? Что спровоцировало в бывшей учительнице дефект речи? Недосказанность сопровождает любопытный факт: на эту роль Долан выбрал ту же актрису (Сюзанн Клеман), что сыграла преподавательницу Юбера в "Я убил свою маму".
Если при всех тонкостях и нюансах тема осталась прежней, то эстетику Долан продолжает оттачивать. Предыдущие его работы были более "выпуклыми": "Воображаемая любовь" получилась красочно-хипстерской, а "Том на ферме" — хмурым и пасмурным. "Мамочка" сохранила живописный колорит, который хочется снять на камеру Leica. Самый смелый ход скорее монтажный — фильм вышел в квадратном Instagram—формате. Но "картинка" стала более взрослой, выдержанной. Неизвестно, специально ли подобрали цвет лака для ногтей к трехсантиметровому столбику сигаретного пепла — ход слишком эстетский, однако стоит признать, что Долан сознательно движется в сторону меньшей субъективности и большей художественности. Но за "нерв" держится по-прежнему крепко.