Что западные критики и зрители пишут о «Чернобыле»
Осторожно, в тексте есть спойлеры!
4 июня HBO публикует пятую (и последнюю!) серию «Чернобыля». В России первую экранную реконструкцию чернобыльской катастрофы приняли крайне тепло. «Это красивый и страшный сериал», — пишет Егор Москвитин в рецензии для «Медузы». «Это большой успех, превосходная работа», — вторит ему Станислав Зельвенский на «Афише Daily».
«Чернобыль» вышел в одно время с финалом «Игры престолов» и легко обскакал конкурента по рейтингам, теперь «Чернобыль» — лучший сериал всех времен и народов по версии пользователей IMDb. Понятно, что первыми на эту работу отреагировали жители России и других постсоветских республик. Режиссер Йохан Ренк в мелких и жутких подробностях воссоздает хронологию чернобыльской катастрофы и ликвидации ее последствий. Особо ему удались знакомые всем нам восточно-европейские пейзажи, дешевые интерьеры госучреждений и позднесоветские костюмы. Со всем этим ему помогали художник-постановщик Люк Халл и художница по костюмам Одиль Дикс-Мерье, как это было — читайте в нашем интервью.
Но что в сериале видят западные критики и рядовые зрители, для которых все это советское наследие — не большее, чем картинка?
«Чтобы оценить уровень сериала,
вы должны посмотреть его сами»
IndieWire, автор Бэн Трейверс
Автор и режиссер воссоздали захватывающую и трагическую историю из нашего прошлого, описывая жертвы, решения и неразбериху с впечатляющей точностью, которую от них никто не ждал. Чтобы оценить уровень катастрофы, вы должны увидеть ее последствия. Так же и с самим сериалом: чтобы оценить его уровень, вы должны посмотреть его сами. <...>
В «Чернобыле» с помощью ужаса плавящегося нутра реактора исследуется нутро человека. Столкнувшись с неизбежной смертью, некоторые ученые, чиновники и простые гражданские становятся эгоистами или начинают жалеть себя: это нормальная и предсказуемая реакция. Другие же могут отреагировать совсем иначе — например, пожертвовать собой, чтобы спасти других, или начинают войну с политиками, чьи решения им кажутся неправильными. Смерть уравнивает всех, и Мазин (Крейг Мазин, автор сериала. — прим. BURO.) осознает, как тщательно нужно продумать своих персонажей, рассказывающих эту историю. <...>
«Чернобыль» — сериал не для всех. С постоянной силой и в атмосфере смерти, столь живое изображение катастрофы понравится не каждому (не смотрите «Чернобыль» за обедом!). Но Мазин и Ренк проделывают впечатляющую работу, вовлекая аудиторию в эту историю, пронизанную ужасом. У каждого неприятного момента, будь то кадр с гниющей человеческой плотью или неверными решениями, продиктованными ложными целями, есть своя функция. «Чернобыль» — потрясающая инсценировка. Как ни посмотри, она достойна восхищения.
«Актерская игра захватывает»
The Washington Post, автор Хэнк Стьювер
Увлекательный, но безрадостный мини-сериал HBO «Чернобыль» ничуть не менее мрачный, чем кажется. Возможно, он даже мрачнее, чем вы думаете. А каким он мог быть еще? <...>
Как ни печально, «Чернобыль», созданный и написанный Крейгом Мазином и режиссером Йоханом Ренком, прекрасно исследует, как можно использовать вранье на законном уровне — и как легко это делать в стране, где СМИ и научная верхушка жестко ограничиваются. Было время, когда подобное могло показаться совершенно чуждым американской аудитории. Теперь же это еще одна тревога, звучащая слишком близко. <...>
Актерская игра захватывает. Несмотря на отвлекающий английский акцент актеров, все равно появляется знакомое мрачное отчаяние, сигнализирующее о возвращении СССР — возможно, как в каком-то потерянном сезоне «Американцев» (сериал телеканала FX. — прим. BURO). В отличие от рекламы, в которой «Чернобыль» казался триллером эпохи холодной войны, сериал куда более упорядоченный, правдоподобный и научный. Хотя такая схема может быть не интересной, у «Чернобыля» она отличная.
«Смотреть этот сериал —
мрачное занятие»
Boston Globe, автор Мэттью Гилберт
В четвертой серии пятисерийного мини-сериала HBO «Чернобыль» есть несколько сцен, которые вы будете смотреть сквозь пальцы — если, конечно, не будете затыкать ими уши: они визуально и эмоционально мучительны. Обойдусь без спойлеров и скажу, что в этих сценах изображается ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года в Советской Украине, где мужчины в защитной одежде пробираются через эвакуированные кварталы. Эти сцены доказывают, что травма, вызванная самой страшной в истории аварией на атомной электростанции, была нанесена не только обитателям этого района, но и всей природе. Мы не единственные жертвы нашего высокомерия, личных интересов и разгильдяйства.
Так что да, смотреть этот сериал — мрачное занятие, и это — отличный комплимент создателю, писателю и исполнительному продюсеру Крейгу Мазину и режиссеру Йохану Ренку. Здесь ничего не притупляется прошедшими десятилетиями, нет никаких компромиссов, которые сделают сериал «удобнее». Это хорошо рассказанный кошмар, и вам нужно быть готовым к нему. Сериал превосходен, от актерской игры до картинки, передающей мрак пейзажей ядерной установки и непростую игру света, падающего на загрязненную землю. Эта история, открывающаяся сценой самоубийства, сложная, трагичная и превосходная.
Смотрите «Чернобыль» в Амедиатеке.