Большие надежды: артисты Игорь Цвирко и Кристина Кретова о том, что ждет российский балет
Исследуя каждую сферу и отрасль современной жизни, редакция BURO. добралась до балета. С шеф-редактором Ольгой Шевченко поговорили Игорь Цвирко и Кристина Кретова. Премьер и ведущая солистка Большого театра поделились своими мыслями о будущем искусства танца и предположили, какое место в нем достанется им.
ИГОРЬ ЦВИРКО
премьер Большого театра, продюсер ютьюб-канала «Большой Talk»
КРИСТИНА КРЕТОВА
балерина, ведущая солистка Большого театра
Кристина, Игорь, как вы? Что чувствуете и как справляетесь с эмоциями на сегодняшний день?
КРЕТОВА
Мы стараемся выполнять свою работу и заряжать зрителя положительными эмоциями.
ЦВИРКО
Да, единственное, что помогает сейчас, — это концентрация на работе, на ролях, спектаклях. И, конечно, нам колоссально помогает поддержка зрителя во время спектаклей.
Мы сейчас находимся в тех условиях, которые сложно себе представить вообще. На этот раз под санкции попали все, включая искусство. Знаю, ваши гастроли отменены. Как думаете, искусство выживет и останется интернациональным?
ЦВИРКО
Искусство всегда выживает, несмотря ни на что. Так было и так будет всегда. Это показывает история: даже всемирная пандемия дала новый виток развитию искусства в новых направлениях. Я верю, искусство способно объединять людей.
КРЕТОВА
Я не переживаю по поводу отмены гастролей, надеюсь, это временное ограничение. Так уже было раньше. Искусство выживет, однозначно. Есть такая поговорка: «Русский балет впереди планеты всей». И я этим горжусь.
Вы говорите о новых направлениях после пандемии.
ЦВИРКО
Да, я имею в виду, например, изобразительное искусство. Картины (или даже картинки) перешли на площадку NFT. Балет же небольшими, но уверенными шагами двигается по направлению к той же оцифровке, но в формате VR. Лично у меня есть несколько идей, которые можно очень интересно воплотить в жизнь. Что для этого нужно? Найти инвесторов (улыбается).
А расскажите про собственное представление. Что это будет? Какая повестка?
ЦВИРКО
Мы планировали сделать большой гала-концерт звезд балета на Кипре, но на данный момент, конечно, он переносится. Будем ждать изменения ситуации. Мы знаем, русский балет всегда ждут с большим воодушевлением, и, надеюсь, встреча будет приятной. Также в планах провести вечера современных балетов в Москве, но и этот проект пока под вопросом. Хотя он должен был стать моей дипломной работой. Смотрим вперед с оптимизмом.
КРЕТОВА
Не переживаю по поводу отмены гастролей, надеюсь, это временное ограничение. Я хотела показать московской публике спектакль «Монаксия», созданный для меня Дмитрием Масленниковым. И мы обязательно это сделаем. Искусство выживет, однозначно. Есть такая поговорка: «Русский балет впереди планеты всей». И я этим горжусь.
ЦВИРКО
Кстати, символично, этот вечер планировался под названием «In Time». Будем ждать подходящего момента.
Наверное, балету сегодня повезло больше, если так можно сказать. Это тот вид искусства, который лучше любых слов передает мысли, чувства, эмоции.
КРЕТОВА
Скорее, повезло нам, артистам балета, которые выражают эмоции не словом, а делом. А уж как их интерпретирует зритель — это его внутренний мир.
ЦВИРКО
Как по мне, все в равных условиях. Просто у артистов балета нет возможности выразить словами, за все говорит тело. Но тело порой болит или не хочет, но, когда звучит музыка, открывается занавес, происходит превращение и все — от артистов до зрителя — погружаются в мир иллюзий.
Во время ВОВ искусство работало над поддержанием духа населения. Сегодняшняя ситуация, будем честными, отличается от той, что была 80 лет назад. Но искусство всегда было и остается тем, что давало людям надежду и веру. Какую задачу в настоящий момент оно может выполнить?
ЦВИРКО
Наш ответ — в вашем вопросе. Искусство действительно работало и работает над духоподъемностью, оно воодушевляющее и жизнеутверждающее.
Каким будет искусство, в частности балет, в будущем? Повлияют ли на него фундаментально текущие события?
КРЕТОВА
Балет меняется изо дня в день. Если посмотреть на записи Улановой, Плисецкой, Лепешинской, вы увидите, насколько сильно балет прогрессирует сейчас. К примеру, раньше ноги не поднимали выше 45 градусов, а сейчас ценится большой шаг (высокое поднятие ноги). Мы сохраняем то лучшее, что было в искусстве, но не стоим на месте в его развитии. Поэтому в любом случае изменения будут. Какие? Покажет время.
ЦВИРКО
Классический балет будет жить вечно — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель». Музыка Чайковского, Прокофьева и Рахманинова будет по-прежнему трогать человеческие сердца. Современный балет будет развиваться постепенно, поступательно. Тем более в России есть много ярких талантов, которые хотят и будут раскрываться.
А о ком идет речь?
ЦВИРКО
Например, мой партнер и супруга, Кристина Кретова. Спектакль «Монаксия» был создан специально для нее и под нее Дмитрием Масленниковым, одним из участников, а следом и хореографом проекта шоу «Танцы» на ТНТ. Вот его современный взгляд на классическую артистку балета и его задумки привнесли, мне кажется, определенно что-то новое, свежее. Поэтому, думаю, сегодняшнее положение вещей — это шанс именно для хореографов другого формата. Надеюсь, им мы его и предоставим! А еще я очень люблю творчество Александра Могилева, и, мне кажется, ему есть что сказать зрителю.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7