Поиск

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски»

Текст: Антон Хитров

T

В Москву пришла «Золотая маска» — самый большой в стране театральный фестиваль, который по традиции закончится вручением национальной театральной премии. В программе представлены практически все важные направления современного театра, хотя система номинаций устроена достаточно консервативно: театральное искусство в ней подразделяется на драму, оперу, балет, современный танец, оперетту-мюзикл и театр кукол, а все, что не подходит под эти термины, попадает в общий конкурс «Эксперимент». По просьбе BURO. театральный критик и куратор Антон Хитров рассказывает о драматических и околодраматических течениях, определяющих облик современной сцены, а также о спектаклях «Золотой маски», которые к этим течениям относятся.

Драматический театр

Именно то, что все представляют, когда слышат слово «театр». Самое важное в этом виде театра — актер и текст. Драматический театр относится к нарративным искусствам — проще говоря, рассказывает истории.

На «Золотой маске»: «5 mm/h»

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 1)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 2)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 3)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 4)

Фото Зои Рутер

Ангелина Мигранова и Родион Сабиров поставили для казанской площадки «Угол» лаконичную пьесу Дины Сафиной, основанную на личном опыте драматурга: посетив корпус химиотерапии в онкологической больнице, она поразилась, насколько спокойны его обитатели. В спектакле всего два героя: пациент и визитерка. Говорят они не столько о болезни, сколько о незначительных на первый взгляд бытовых мелочах. По словам режиссеров, проект — не столько о раке, сколько о времени, о попытке укорениться в настоящем моменте.

Театр интерпретации

Тоже драматический театр, но со своей спецификой: зрители знают, что случится с героями, и следят не столько за сюжетом, сколько за мыслями режиссера, который старается показать известную историю в неожиданном свете. Театр интерпретации в основном опирается на классику, нередко — самую хрестоматийную вроде Шекспира и Чехова. Иногда режиссеры заказывают драматургам новые редакции знаменитых текстов, переписывают их сами или вместе с артистами, но чаще слова остаются без изменений, а новые смыслы появляются за счет режиссуры — например, нетривиального кастинга или непривычного для героев антуража. Направлению около ста лет, в России и во всем мире оно давно стало мейнстримом, а кое-кто даже считает его устаревшим — тем не менее зрители и сегодня не всегда готовы признать за режиссерами право на трактовку классики.

На «Золотой маске»: «Идиот»

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 5)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 6)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 7)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 8)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 9)

Спектакль Андрея Прикотенко в новосибирском театре «Старый дом» — коллективное сочинение режиссера и артистов, которые следуют за сюжетом Достоевского, но пересказывают его своими словами, добавляя новые, сегодняшние нюансы. История, разумеется, разворачивается в наши дни. У проекта десять номинаций на «Золотую маску», в том числе шесть актерских, и во всех представлены молодые артисты.

Постдраматический театр

Театр, который, в отличие от драматического, не стремится рассказать вам историю — во всяком случае, не считает это своей главной целью. Результат затяжного развода с литературой, над которым театральное искусство трудится с начала прошлого века. Постдраматический театр — не направление, а скорее большой тренд, внутри которого сосуществуют радикально непохожие вещи. Термин предложил немецкий исследователь Ханс-Тис Леман в одноименной книге, которую специалисты считают одним из главных теоретических текстов о современном театре.

На «Золотой маске»: «Горемычные танцы»

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 10)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 11)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 12)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 13)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 14)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 15)

Александр Артемов и Настасья Хрущева из независимого петербургского театра «ТРУ» создали спектакль в неочевидном формате, который сами называют «текстоцентричным балетом пограничных состояний». По сути, это танец с «закадровым» комментарием — разве что исполнители совсем не похожи на артистов балета, а текст, полный фольклорных мотивов, не связан напрямую с происходящим на сцене.

«Практика»

27 марта


Визуальный театр

На самом деле почти все спектакли обращаются в том числе к нашему зрению, но к визуальному театру в узком смысле относят только те проекты, где картинка важнее текста, а неодушевленный мир не менее значителен, чем артисты. Принадлежащие к этому направлению режиссеры нередко работают и в смежных дисциплинах — например, занимаются инсталляцией или дизайном. Визуальный театр может быть ужасно неуютным или совершенно безопасным, непонятным или демократичным, бюджетным или непомерно дорогим, сюжетным или бессюжетным — в общем, самым разным. Бывает трудно провести границу между визуальным театром и новым цирком, где к шоу подходят как к произведению искусства.

На «Золотой маске»:

«Сказка про последнего ангела»

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 16)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 17)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 18)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 19)

Фотограф Ира Полярная

Монументальное сочинение о России 1990-х, созданное для Театра наций режиссером, лидером петербургского БДТ Андреем Могучим и художницей Марией Трегубовой. В основе — сказка киносценариста Андрея Саморядова и рассказы математика Романа Михайлова. Бытовой сюжет перемешан с фантастическим — и оба эти пласта дают авторам бесконечно много поводов для эффектных визуальных аттракционов.

Театр наций

5 АПРЕЛЯ


Документальный театр

По большому счету задача документального театра — организовать встречу зрителя с реальностью. Решают эту задачу по-разному: например, озвучивают нехудожественные тексты — интервью, протоколы, письма, дневники — или предъявляют героев публике вместо того, чтобы поручать их роли артистам (такой формат называют свидетельским театром, театром горожан или театром экспертов). Еще в роли «документа» может выступать пространство, предмет или даже животное, если это проект с естественнонаучным уклоном.

На «Золотой маске»: «Чернобыльская молитва»

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 20)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 21)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 22)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 23)

Режиссер Дмитрий Егоров и артисты Никитинского театра (Воронеж) оживляют на сцене документальный роман нобелиатки Светланы Алексиевич, составленный из интервью со свидетелями чернобыльской аварии. Минималистичный, тихий и деликатный спектакль о катастрофе, которую пытались замолчать.

Сайт-специфический театр

Проекты, которые работают с готовым пространством как с декорацией. Изначально понятие site-specific применяли к арт-объектам и инсталляциям, неразрывно связанным со своей средой, — и только потом перенесли на театр (хотя режиссеры с актерами додумались до такого раньше, чем художники). В сайт-специфическом спектакле пространство может задавать и тему, и решение: иногда это, по сути, развернутый комментарий к месту. Обычно такого рода работы осваивают нестандартные локации — вроде баров, библиотек и музеев. Но вообще сайт-специфический проект можно сделать и на сцене, только тогда он непременно будет о театре. Разумеется, гастролировать эти спектакли не могут — в крайнем случае команда создает новую редакцию в похожем, но не идентичном пространстве.

На «Золотой маске»: «Рас-стаемся»

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 24)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 25)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 26)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 27)

Проект Жени Беркович и «Мобильного художественного театра» — первого в России приложения со спектаклями — о коротком романе Марины Цветаевой с художником и переводчиком Константином Родзевичем, герое ее «Поэмы горы» и «Поэмы конца». Формат — вроде бы обычный для «Мобильного художественного театра», городская прогулка с аудиотреком, но локация — Воробьевы горы — не связана с сюжетом буквально: текст и пространство объединяют лишь ассоциации.

Цифровой театр

Спектакли, созданные для онлайна. Чтобы посмотреть такой, зрителю не нужно специально куда-то идти — это ключевая разница между цифровым театром и любым другим. Как правило, режиссеры используют готовые технологии, например, Zoom. Цифровые спектакли нередко интерактивны: зрители взаимодействуют с артистами, друг с другом, либо же следуют какому-то сценарию. Почему так повелось — понятно: если вы будете просто пялиться в экран, у вас появится закономерный вопрос — почему это театр, а не, например, кино? Бум цифрового театра случился в прошлом году во время первого локдауна, когда традиционные офлайновые спектакли стали доступны только в записях и трансляциях (а это все-таки не совсем то).

На «Золотой маске»: «Я не хочу это видеть»

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 28)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 29)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 30)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 31)

Израильские художники Лиор Залмансон и Майя Магнат решили предложить зрителям настоящий тренинг для модераторов Facebook, опубликованный газетой Guardian, — очень показательный документ, который свидетельствует не только о корпоративной цензуре, но и о глобальном неравенстве (жители благополучных стран редко соглашаются на доводящую до исступления работу модератора). Оригинальный спектакль был офлайновым, но российская версия, инициированная продюсером Федором Елютиным и его компанией «Импресарио», сделана в Zoom.

Партиципаторный театр

Театр, где публика участвует в происходящем активнее, чем обычно. В принципе, зрители — всегда соавторы спектакля, даже когда молча сидят на стульях, ведь это их невмешательство позволяет артистам довести задуманное до конца (в отличие, например, от кино: фильм не пострадает, если швыряться в экран попкорном). Но в партиципаторном театре полномочия зрителя несоизмеримо больше: часто его и зрителем-то неловко назвать, скорее — участником или гостем. Партиципаторный спектакль похож на игру, где цель — не победа, а некий ценный опыт, который расскажет вам нечто неожиданное о вас самих.

На «Золотой маске»: «Алло»

Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 32)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 33)Каким бывает современный театр? Разбираемся на примере номинантов «Золотой Маски» (фото 34)

Самый интерактивный спектакль конкурса в этом году — проект «Алло», созданный режиссером Борисом Павловичем и драматургом Элиной Петровой в начале пандемии. В назначенное время вам звонит актриса. Она представляется Лидой и просит помочь. Очень скоро становится ясно: Лида не имеет ни малейшего понятия о том, как устроен современный мир (вы поймете почему), и вам предстоит объяснять ей элементарные вещи. Какие-то реплики нужно читать с экрана, но немало времени отведено на импровизацию: задача у вас будет непростая, но захватывающая.

false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"width":1000,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":25,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7