Игра в моду: 30-летие дома Moschino
Колонка Илектры Канестри
Проштудировав текущую весенне-летнюю и новые осенне-зимнюю и круизную коллекции 2014 года Moschino и Moschino Cheap & Chic, еще раз убеждаюсь во мнении, что вещи знаменитой итальянской фирмы, отмечающей в этом году 30-летний юбилей, всегда представляют из себя нечто гораздо большее, чем кажется на первый взгляд. Как и произведения сюрреалистов, к приемам которых основатель марки Франко Москино не раз обращался в своих коллекциях: понять смыслы и идеи, которые они "транслируют" можно лишь под призмой юмора, иронии и очень критичного отношения к обстоятельствам и явлениям окружающей действительности. И конечно, не слишком серьезного отношения к самому себе!
Иллюстрация из книги "To Be Or Not To Be: That’s Fashion"
Но вот что интересно — эта очень яркая смысловая наполняющая, вроде вошедших в историю провокационных слоганов "Ready to Where?" или "Niente" (в переводе с итальянского "ничего"), книги под названием "To Be Or Not To Be: That’s Fashion" изданной Москино в 1989-м году, или дерзких рекламных кампаний (чего стоит только "Stop The Fashion System" с "перечеркнутым"изображением сидящей диване девушки в роскошном платье), с самого основания фирмы сочеталась с образцово-элегантным женственным стилем, безупречным и современным кроем, классическими формами и пропорциями и идеальным качеством. "Стиль Москино" — это женственные тайеры, буклированные жакеты в "шанелевском" стиле, базовые прямые платья, изящные укороченные жакеты, идеально скроенные прямые или сужающиеся брюки, универсальные приталенные тренчи. Феномен Франко Москино действительно уникален: он был слишком итальянцем, чтобы "предать" верность идеалам красоты и элегантности даже ради серьезных альтруистических порывов сделать мир лучше, а индустрию моды — чище и искреннее.
Рекламные кампании Moschino
Декострукция, "распад", авангардистские приемы не интересовали дизайнера. Он любил классическую моду и хотел стать тем модельером, который поможет ей двигаться дальше, по пути осмысления современности. Вот что справедливо отмечала сегодняшний дизайнер дома Росселла Джардини — бывшая помощница Москино возглавила фирму в 1994 году, сразу после его внезапного трагического ухода в возрасте 44 лет! — в интервью, которое она дала мне несколько лет назад. "Для Франко Москино мода была "способом" высказывания по поводу всего того, что его интересовало. Он всегда придерживался критической позиции, в том числе по отношению к модной индустрии. Но она всегда отличалась конструктивностью — посредством своих провокационных выпадов он старался поощрять моду к развитию и движению вперед".
Франко Москино
Франко Москино пришел в модную индустрию из артистической среды — окончив Академию Изящных искусств в Милане, он собирался стать живописцем. В итоге поклонник творчества дадаистов и сюрреалистов, дизайнера Пьеро Форназетти, концептуального художника Пьеро Мандзони и поп арта оказался вовлеченным в мир моды, правда сначала совсем в другом качестве — его карьера начиналась с создания иллюстраций для рекламных кампаний дома Versace. В 1983-м году, уже имея опыт разработки моделей для некоторых линий Versace и поработав главным дизайнером итальянской марки Cadette, Москино запустил собственный бренд, первоначально под названием Moschino Couture! А в 1988 к нему добавилась более демократичная линия Cheap & Chic. С 1987 года под именем Mochino стала выходить парфюмерия, ставшая очень успешной.
Приглашение на показ Moschino осень-зима 1996/97
Moschino осень-зима 1993/1994
С самого начала коллекции Москино стали носить отчетливые черты "активизма" — обилие лозунгов, обращенных к актуальным политическим, социальным и экономическом вопросам, нестандартный "формат" дефиле, провокационные рекламные компании. В одной из первых принимал участие сам модельер – на фотографии он, как бы в попытке сдержать крик, зажимает себе рот. Многие критики отмечали тот факт, что Москино относился к моде больше как к "наглядному искусству" — некоторые из его коллекций были представлены в рамках действ, которые сегодня бы отнесли к категории перформанса. Кстати, многие приемы и образы, которые он использовал, также были родом из искусства — например, столь любимый Москино тромплей, или обласканный поп-артом "смайлик".
Moschino осень-зима 1987/88; 1988/89
Сам дизайнер всегда сопровождал свою деятельность на поприще моды яркими, подчас скандальными заявлениями и комментариями. Например, таким: "Мне кажется, что мода – такой предмет, в котором всегда можно находить смешное. Но в итоге, это самый сложный объект для смеха, поскольку люди относятся к нему слишком серьезно". Или такое. "Я отвергаю систему, которая не развивается и не двигается вперед. Я не хочу быть частью индустрии, эксплуатирующей человеческую глупость". А вот еще: "Меня интересует социальный, психологический, географический и духовный подтекст того, как мы выглядим. Вещи должны стать экраном, на котором будет проецироваться наше духовное начало". Одной из любимых тем Москино было иронизирование на тему "статусных" легенд моды. Самый яркий пример тому – его постоянное обращение к Шанель и ее знаменитому жакету: то Москино "декорировал" его крышками от бутылок, то булавками. "Мне всегда было приятно подшучивать над Шанель, безусловно сохраняя уважение к ней", — говорил этот создатель футболки с принтом "Channel #5".
Раньше многих коллег Москино поднял вопрос о необходимости вовлечения индустрии моды в движение по защите окружающей среды — в 1994-м году, незадолго до его смерти, была представлена коллекция Ecouture из материалов, созданных в результате экологически безвредных технологических процессов. Как уже было сказано, Франко Москино занял уникальное место в моде — его активная и ироничная позиция не оттолкнула его от классики моды. А коллекции Moschino и сегодня остаются практически единственным вариантом выбора для тех, кому небезразличны юмор и самоирония, но кто при этом предпочитает элегантность, комфорт и традиционное качество: Росселла Джардини сумела сохранить и обогатить традицию дома и, как она сама не раз заявляла, "из всего того, что составляет ДНК бренда, самым важным остается свобода мнений и убеждений".
Приглашение на показ коллекции Ecouture
Новая осенне-зимняя коллекция Moschino навеяна образом наездницы, а главным мотивом в ней является классическая шотландка. Впрочем, многие из идеально скроенных укороченных клетчатых жакетов слегка напоминают форму японских школьниц. Обращение к школьной форме угадывается и в ансамблях из приталенных клетчатых пиджаков, жилетов и коротких черных юбок в складку. Ироничность присутствует и в коротких клетчатых пальто – за счет ярких цветовых сочетаний и деталей строгий рисунок выглядит игриво и непринужденно.
Moschino осень-зима 2013/2014
Но если здесь все пропитано атмосферой "нескучной классики", то в осенне-зимней коллекции второй линии дома Cheap & Chic, которую Джардини создает совместно с Франческой Рубино, речь идет скорее о том, чтобы придать классические черты не самой изящной и изысканной теме панка. Стоит заметить, что с тех пор, как коллекции этой линии стали демонстрироваться фирмой на Лондонской неделе моды, в ней часто слышатся "британские" мотивы. Девиз этой задорной коллекции — "Путешествие панка в мир Высокой моды" — нашел интересное практическое воплощение: расписанные лозунгами черно-белые и бело-черные мини-платья с воланами и широкие полупальто в стиле 1950-х, отделанные крупными пластиковыми клепками классические пальто, "леопардовые" платья-шемизье с отделкой из кружев, панковские пиджаки "переродившиеся" в элегантные свободные смокинги и многое другое.
Moschino Cheap & Chic осень-зима 2013/2014
Может быть, Франко Москино и не удалось изменить мир моды. Но ему действительно удалось создать уникальный стиль, в котором всегда есть место юмору и игре. История оправдала идеи дизайнера: за сегодняшней модой еще труднее угнаться, чем это можно было сделать тридцать лет назад, когда он создал свой бренд. Лишний повод не относиться к ней слишком серьезно.
Работа Франко Москино