#tbt: студенческие годы Антверпенской шестерки
Как начинался путь Дриса Ван Нотена, Анн Демельмейстер и других дизайнеров-авангардистов
В 1975 году модный журналист Агнес Адрианссенс, освещающая музыкальную и арт-сцену Антверпена для бельгийского издания голландского журнала Avenue, написала материал о плачевном состоянии моды и текстильной индустрии в Бельгии. Упор в статье делался на то, что местные производители — это ретрограды, не предлагающие ничего оригинального и слепо копирующие парижские модели, в частности те, что производит модный дом Chanel. Между делом Адрианссенс подчеркнула, что единственным местом силы бельгийской моды можно назвать только фэшн-отделение Королевской академии изящных искусств Антверпена, основанное в 1963 году, — только там студенты могут совершенствовать свои дизайнерские навыки и воплощать самые смелые идеи в одежде под руководством главы факультета Мари Прийо.
Статья попала в руки трех подростков из бельгийской глубинки — Мартина Маржелы, Вальтера Ван Бейрендонка и Марины Йи. Маржела и Йи познакомились еще в Школе искусств Св. Лукаса в Хассельте, и, узнав об академии в Антверпене из Avenue, решили обязательно попасть туда. Маржела поступил в 1976 году, тогда же он познакомился и подружился с Бейрендонком, а Йи появилась в академии годом позже и сразу оказалась в компании однокурсников — Анн Демельмейстер, Дриса Ван Нотена, Дирка Ван Сэна и Дирка Биккембергса. Много лет спустя журналисты окрестили их компанию Антверпенской шестеркой, а чтобы не исключать Мартина Маржелу, некоторые стали добавлять к этому названию «+1».
Во время учебы семь студентов активно участвовали в ночной и артистической жизни города. Перед каждой вечеринкой они собирались в ателье Ван Нотена и делали наряды, выходившие за рамки их образования под руководством Прийо, которая опиралась в работе на ценности и стиль франко-бельгийской буржуазии. Выходные образы дизайнеров могли варьироваться от барочного наряда в духе Марии Антуанетты и платья с отделкой из стеклянных деталей до кожаного костюма в БДСМ-стиле и панковских футболок.
Шестерка и Маржела постоянно находили способы регулярно ездить в Париж и Милан на модные показы. Они печатали фальшивые пригласительные и ходили на шоу Claude Montana, Thierry Mugler и Jean Paul Gaultier, чья эстетика оказала на них значительное влияние — большее, чем элегантный шик, историзмы и этника из учебной программы. Дизайнеры часто бывали в Лондоне, где Вальтер Ван Бейрендонк закупался в культовом магазине Вивьен Вествуд World's End, а дома компания копировала панковские дизайны этих вещей. По словам Ван Бейрендонка, французские, а чуть позже и японские дизайнеры заставили их по-настоящему поверить в моду, а атмосфера панковского Лондона пусть и не полностью совпадала с их мироощущением, но во многом составила стилистический словарь каждого.
Выпускное шоу 1980 года, в котором участвовали Вальтер Ван Бейрендонк с коллекцией, посвященной насекомым, и Мартин Маржела с конструктивистской коллекцией и свадебным платьем из слюды, прошло удачно и получило немало хвалебных отзывов прессы. Совсем по-другому приняли выпуск 1981 года. Во время самого шоу студенты восстали против Мари Прийо, которая не оценила ни современную музыку, ни оригинальный макияж, ни эпатажные прически, представленные выпускниками. Они встали и потребовали права приглашать на такие показы профессиональных моделей, вместо того чтобы представлять одежду самим или просить об этом друзей, а также выбирать разнообразную и актуальную музыку для саундтрека (все шоу сопровождала одна и та же мелодия). Это расстроило и разозлило Прийо, но в итоге она уступила требованиям, хотя и занизила дизайнерам оценки. Впоследствии они продолжили обсуждать эту проблему в интервью журналу Flair, что повлекло скорый приход на должность главы факультета прогрессивной Линды Лоппа, а вместе с ней — становление формата образования, в котором преподаватели и студенты работают и сегодня.
Своими выпускными коллекциями Ван Нотен, Йи, Демельмейстер и Ван Сэн показали, что, несмотря на дружбу и умение работать в команде, они выбирают совершенно разные подходы к моде. Коллекция Ван Сэна представляла собой чистый авангард, а проект Йи был вдохновлен панк-культурой. Демельмейстер показала вещи в эстетике ар-деко, а Ван Нотен в работе над выпускной коллекцией опирался на религиозную тематику, добавив в нее немного юмора.
После академии кто-то из шестерки добился успеха и признания на мировом уровне, как это случилось с Дрисом Ван Нотеном и Анн Демельмейстер. Бренд Walter Van Beirendonсk тоже стал известным, но в более узких кругах, а слава Дирка Биккембергса, Марины Йи и Дирка Ван Сэна так и осталась связана исключительно с Антверпенской шестеркой. Как бы то ни было, по сути, именно с этих студентов берет начало отделение моды Королевской академии изящных искусств, откуда сегодня выходит дизайнерский авангард.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7