Бизнес-образование в сфере моды: как оно устроено и где получить лучшее
С началом пандемии коронавируса многие решили заняться своим образованием, повышением квалификации или даже сменой профессии. Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ специализируется на профессиональной подготовке специалистов индустрии моды больше 20 лет и дает самое полное бизнес-образование в индустрии. С 16 ноября стартует очередной курс «Бренд-менеджмент в индустрии моды», который курируется агентством Fashion Consulting Group. О важности и специфике обучения, будущем моды и образования BURO. рассказали преподаватели и выпускники программы.
Ануш Гаспарян
Соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group, профессор НИУ ВШЭ
О необходимости профильного образования
Скорость внедрения новых технологий продаж, запуска коллекций, маркетинговых кампаний, борьба за внимание покупателя в социальных сетях не оставляют компаниям времени на то, чтобы учить специалистов с нуля. Поэтому при поиске кадров даже на начальные позиции в приоритете специалисты с профильным образованием и пониманием базовых механизмов индустрии. Брендинг, визуальный мерчандайзинг, диджитал-маркетинг, составление коммуникационной стратегии, работа с соцсетями и лидерами мнений – для фэшн-брендов каждое из этих направлений имеет свою специфику и методику. Квалифицированный специалист должен видеть связь моды и больших социальных и экономических процессов. Работая в индустрии, необходимо постоянно держать руку на пульсе, изучать новые технологии, следить не только за модными трендами, но и за тем, как происходящее в мире влияет на бренды и покупателей.
О специфике обучения
На программах ModaHSE готовят тех, кто хочет научиться эффективно монетизировать свое увлечение модой и зарабатывать деньги на продаже одежды, обуви, аксессуаров. Сегодня претерпевают изменения все процессы фэшн-компаний и, соответственно, функции специалистов: изменилась система управления модным ассортиментом, трансформируется вся система управления розничным бизнесом. Главные изменения связаны с развитием интернета и высоких технологий, созданием систем омниканальных продаж и переходом коммуникаций в виртуальное пространство, а это во многом меняет требования к подготовке и образованию специалистов. Кросс-дисциплинарный подход — одна из основных особенностей нашей программы.
О влиянии пандемии на индустрию
Из позитивных последствий для индустрии можно отметить рост интереса к российских брендам. По данным компаний, 50% товаров, которые продают на Wildberries, имеют российское происхождение, что является колоссальной и убедительной цифрой. Сегодня рынок крайне гостеприимен для своих производителей, мультибренды, маркетплейсы открыты как для российских дизайнеров, так и для массовых марок.
Другой тренд — ускорение развития онлайн-торговли и рост лояльности потребителей к этому каналу продаж. Fashion — один из наиболее благоприятных видов продукции для виртуальных продаж: одежда, обувь и аксессуары крайне востребованы в онлайн-торговле. Фактор безопасности стал крайне важным во время пандемии. Среди других стимулирующих факторов — скорость и простота в получении, круглосуточный сервис, более разнообразный ассортимент, возможность посмотреть отзывы о товарах и пр. Офлайн будет трансформироваться, создавая зоны социализации и развлечений, интерактива, впечатлений, не просто предлагая альтернативу покупкам, а создавая концепцию life experience в торговом пространстве.
Об образовании онлайн
Пандемия заставила всех участников образовательного процесса стать более гибкими. Слушатели курса по баингу работали с диджитал-шоурумом, чтобы провести самостоятельную закупку, на занятиях по PR студенты вместе придумывали концепции специальных пресс-мероприятий, возможных в новых условиях, на электронной коммерции разбирали позитивный и негативный опыт интернет-шопинга, чтобы определить и исправить главные ошибки онлайн-магазинов одежды. С началом режима изоляции все занятия наших слушателей были переведены в онлайн-формат. Наши преподаватели быстро освоили технику дистанционного проведения занятий, дополнили свои лекции интерактивом и практикой, которую можно проводить удаленно.
О будущем моды
Можно выделить три основных вектора развития:
1
Индивидуальность и стилизм.
Сегодня мода идет по пути индивидуальности. Переосмысливается то, что является модным, трендов в привычном для нас смысле уже не существует. Мода преобразуется в понятие «стилизм», и востребованными становятся бренды, которые предлагают наиболее яркие и новые стилистические образы.
2
Экологическая тревожность.
Покупатель стал осознанным и начал ответственнее относиться к выбору. В моде это повлияло на сокращение количества вещей в гардеробе и уменьшение скорости их смены. Вещи теперь сознательно покупаются для того, чтобы носить их долго, а в дальнейшем отправить на ресейл.
3
Технологии.
Мода будет меняться в сторону новых представлений об одежде и ее функциональности. Будут активнее использоваться инновационные материалы и гаджеты, которые позволят наделить вещи функциями, которые они до этого не выполняли. Направлены они в первую очередь на комфорт и контроль состояния здоровья.
Об образовании будущего
Это будет гибкий симбиоз онлайн- и офлайн-форматов, что позволит сделать программы шире и интереснее, ведь теперь для организации лекции международных специалистов их не нужно будет привозить, достаточно организовать видеоконференцию. Это открывает массу возможностей для получения новых уникальных знаний. Большое внимание практически в любой профессии в модной индустрии будет уделяться изучению цифровых технологий. То, что раньше интересовало только профильных специалистов, станет нормой для всех маркетологов и менеджеров. Образование будущего уже не сможет игнорировать вопросы, связанные с социальными проблемами и экоответственностью. Они станут такой же обязательной частью программы, как и отработка soft skills.
Совет тем, кто начинает
Think out of the box. Иногда опыт мешает. Смотрите вперед. Не бойтесь экспериментировать и меняться, будьте гибкими к происходящим в мире изменениям. Постоянно учитесь новому за рамками своей профессиональной сферы.
Ольга Шаповал
бренд- и контент-директор Lamoda Group
О важности профильного образования
Образование не даст вам опыт, но оно поможет упорядочить понимание профессии и даст первое представление о том, чем вы будете заниматься, возможно, всю свою жизнь. Очень важно иметь чувство вкуса и большое желание развиваться. Как и в большинстве профессий сегодня, мы продолжаем учиться всю жизнь, чтобы не отставать от новых тенденций и оставаться экспертами.
О влиянии пандемии на индустрию
В период пандемии онлайн-сегмент модной индустрии получил огромный толчок для развития. Многие бренды, которые ранее не уделяли достаточного внимания этому каналу продаж, теперь активно развивают интернет-площадки и открыты к сотрудничеству с маркетплейсами. Так же и покупатели, которые ранее не решались покупать в интернете, открыли для себя онлайн-шопинг и, как мы видим по опыту Lamoda, продолжают покупать онлайн, так как это удобно.
О будущем моды
Все движется в сторону большей технологичности и диджитализации: нашей новой реальностью станут онлайн-показы, виртуальные модели, виртуальные примерочные, виртуальная одежда, все сильнее будет влияние технологий на моду. Кроме того, сегодня на моду влияет целый спектр социальных трендов — не только забота об экологичности, но и дайверсити, инклюзивность, ответственное потребление и многое другое. Все это уже находит отражение в развитии модной индустрии и будет только усиливаться.
Об образовании будущего
Образование должно быть разнообразным и более доступным — в плане физической досягаемости: неважно, где ты живешь, ты можешь учиться где угодно, главное — желание.
Совет тем, кто начинает
В любую профессию нужно идти с любовью, без нее ничего выдающегося не получится.
Михаил Коловангин
chief-байер Mercury
О важности профильного образования
В любой индустрии образование имеет большое значение, и сфера моды не исключение. Однако важно понимать, что перед вами — просто недельные курсы для расширения кругозора или профессиональное обучение. К последнему однозначно относится годовой курс в ВШЭ.
О главных качествах в работе
Мобильность, скорость (у нас скоропортящийся продукт), коммуникабельность (нужно уметь общаться с большим количеством людей) и стрессоустойчивость.
О влиянии пандемии на индустрию
Вряд ли коронавирус поспособствовал развитию, но точно научил нас еще быстрее реагировать на форс-мажорные обстоятельства. И, конечно, мы получили гораздо больше информации об онлайн-продажах, так как их скорость и глубина в период пандемии превышали показатели предыдущих периодов.
О будущем моды
Мода будет иметь гораздо больше значения в жизни современного человека и точно не будет ограничиваться только одеждой. Все пространство вокруг нас будет ориентировано на тренды, для экономики это необходимо. Поменяются сами тенденции, они будут более гуманными по отношению ко всем аспектам нашей реальности. Сейчас силен тренд, который я могу описать так: не мы все вместе делаем что-то хорошее, а я и каждый в отдельности делаем что-то для того, чтобы стало лучше.
Совет тем, кто начинает
Получайте знания, постоянно делайте апгрейд самого себя, не бойтесь ошибаться — если вы выжили после неудачи, значит, стали сильнее. И самое главное — любите свою профессию, вам будет гораздо легче во всем, когда вы занимаетесь любимым делом.
Ольга Филичева
директор по коммуникациям Галереи «Времена года»
О важности профильного образования
Сейчас все больше профессионалов в индустрии не останавливаются на одном и даже двух высших образованиях, а постоянно повышают свою квалификацию. Мир настолько ускорился, что, только находясь в перманентном процессе обучения, возможно получать необходимый и актуальный набор знаний. У самых успешных кадров на рынке в резюме чаще всего есть профильное образование вторым или третьим пунктом, а также упоминания большого количества курсов, конференций, круглых столов и дистанционных программ.
О главных качествах в работе
В последнее время много говорят о важности soft skills. Действительно, сейчас, помимо достижения всех поставленных показателей эффективности, в сотрудниках особенно ценят такие качества, как эмоциональный интеллект, креативность, гибкость мышления. Также сейчас очень важен личный бренд — те, кто успевает посвящать время нетворкингу и развитию своих социальных сетей, заметно успешнее коллег. Также отмечу, что в любой профессии на начальных этапах важна готовность стартовать с низких позиций. Помимо этого для меня при поиске сотрудников принципиально важны стрессоустойчивость, стремление к росту и расширению компетенций, увлеченность своим делом и общий кругозор.
Про специфику обучения
Со своими студентами я делюсь большим количеством актуальных кейсов, через призму успешно реализованных локальных и глобальных проектов мы обсуждаем теоретическую базу. Мое первое высшее образование — деловая и политическая журналистика. Желание получить дополнительное образование появилось практически сразу после окончания первого. В 20 лет я начала карьеру в индустрии моды по специальности «специалист по связям с общественностью» и поняла, что хочу структурировать ту новую информацию, что получаю каждый день, а также узнать больше о смежных профессиях и функциях. До этого у меня был опыт учебы в Италии в Istituto Marangoni, но все, что я узнала там, было абсолютно не актуально для нашего рынка. Из разных опций, доступных в то время, я выбрала программу «Бренд-менеджмент в индустрии моды» НИУ ВШЭ. Помню, как интересно и полезно было учиться у практикующих преподавателей, это был очень важный и вдохновляющий опыт.
О влиянии пандемии на индустрию
Мы видим окончательное смещение фокуса от количества к качеству. Стало больше осмысленных и продуманных проектов, мероприятий, CRM-активаций. Случился бум онлайн-торговли, особенно в масс-сегменте, сейчас это можно считать вызовом для офлайн-ритейла. Верю, что это принесет только пользу, задав еще более высокую планку. Парадоксально, но на первый план вышел человеческий фактор: пока бутики были закрыты, клиенты держали связь со своими консультантами и продажи продолжались. Судя по социальным сетям разных игроков рынка, практически все сделали большой рывок вперед: контент стал качественнее и разнообразнее.
Об образовании онлайн
Мы все адаптировались к зуму. Конечно, для преподавателя объяснять материал онлайн может быть еще более энергозатратно: удержать внимание студентов сложнее. Но с точки зрения времени здорово, что те часы, что уходили на дорогу и пробки, чтобы добраться из точки А в точку B, все могут использовать с пользой.
О будущем моды
Брендов, точек продаж и производств станет меньше. Уже подрастает поколение с новым взглядом на потребление, пандемия только усилит этот тренд. Останутся игроки, которые смогут быстро адаптироваться и будут продавать не столько одежду, сколько смыслы, близкие и понятные своей аудитории.
Совет тем, кто начинает
Будьте готовы к тому, что учеба не заканчивается с получением диплома. Больше читайте как по своей теме, так и в целом. Будьте дисциплинированными и усердными. Сформулируйте свою профессиональную цель, всегда стремитесь к ней. Но самое главное — искренне любите свое дело и наслаждайтесь не только результатами, но и процессом.
Максим Агаханов
директор Департамента маркетинга Henderson
О пользе обучения
Для меня курс «Бренд-менеджмент в индустрии моды» стал серьезным погружением в индустрию в масштабе всей страны. В то время я только переехал в Москву из Красноярска и благодаря этому курсу сразу же получил доступ к лучшим преподавателям ведущего вуза страны и к лучшим специалистам — дизайнерам, закупщикам и мерчандайзерам. Для меня это был идеальный микс теории и практики, а сам курс стал отличным стимулом для последующей карьеры в модной индустрии.
О главных качествах в работе
Прежде всего важно оставаться открытым ко всему новому и меняться. Мода крайне переменчива не только в плане трендов, но и с точки зрения продвижения. Надо постоянно следить за настроениями покупателей и появлением новых инструментов продвижения. Крайне важна дисциплина. Мода — это серьезный бизнес, для успеха все должно работать как по часам. Значение имеют как хорошо слаженная команда профессионалов, доверяющих друг другу и следующих единой цели, так и грамотно выстроенные бизнес-процессы. Наконец, личный вкус и эстетика также играют немаловажную роль, ведь мода — про визуальность. Уже на первом занятии курса «Бренд-менеджмент в индустрии моды» вам скажут, что клиент приходит к нам не за покупкой, а за эмоциями, которые мы и должны ему подарить.
О влиянии пандемии на индустрию
Пока мы все сидели по домам, интернет был единственным, что помогало нам оставаться на связи не только друг с другом, но и со всем внешним миром. Henderson, например, удалось оценить, что в нашей онлайн-коммуникации с клиентом работает хорошо, а что не очень, и сделать качественный скачок на этом поле. За несколько месяцев мы значительно улучшили покупательский опыт покупок онлайн для наших клиентов и реализовали столько проектов, сколько в обычной жизни смогли бы воплотить только за год. В отношении маркетинга я бы отметил оптимизацию и пересмотр привычных инструментов продвижения. Мы стали еще четче отделять важное от неважного и добиваться результатов меньшими усилиями, а также переосмыслили то, как работает реклама. Мир быстро изменился, и то, что ранее работало годами, практически в одночасье перестало быть востребованным.
Константин Шиляев
создатель и дизайнер бренда Fakoshima
О пользе обучения
Обучение дало импульс дальнейшему развитию, самообразованию на основе полученной базы. Никто не дает готовых рецептов, но задает направление и понимание процессов, протекающих в индустрии.
О главных качествах в работе
Для меня в людях важны любознательность и широкий кругозор. В мире все процессы взаимосвязаны, одно влияет на другое. Важно мыслить не только креативно, но и критически. Без упорства тоже никуда. Если вы не готовы работать очень много и часто с ненормированным графиком, лучше поискать что-то другое.
О влиянии пандемии на индустрию
Покупатели пересмотрели свои потребности, возможности и бюджет. Для брендов это и потрясение, и стимул к перестройке внутренних и внешних процессов. Ненужное пришлось отсеять. Изменилась коммуникация — людям стали интересны ценности брендов, люди, стоящие за ними, спонтанные покупки сменились на более осознанные, это проявилось в поддержке любимых брендов и магазинов в период пандемии.