Высокая мода и скульптура: все подробности экспозиции Аззедина Алайи в Галерее Боргезе
Римская выставка легендарного дизайнера
Пожалуй, такого скопления международных знаменитостей музей не видел давно. Превью выставки «Высокая мода / скульптура: Аззедин Алайя в истории моды» проходило сразу на трех языках: итальянском, английском и французском, — а именитых гостей встречал сам легендарный дизайнер.
«Это выставка не о моде, — сразу пояснил Алайя, — но о скульптуре — как оде красоте человеческого тела». Поэтому лучшего пространства для экспозиции, чем Галерея Боргезе с ее творениями Бернини и Кановы, было, наверное, не найти. «Это мистическое место, полное шедевров, и мы не хотели перемещать их или мешать им», — сказал Алайя. Было непросто не нарушить благородное умиротворение и почти сакральное спокойствие Галереи Боргезе, однако организаторам выставки это удалось.
Работы дизайнера удивительно гармонично вписались в пространство музея. Платья Аззедина Алайи выглядят как скульптуры, выполненные из ткани, почти сливающиеся с мраморными статуями и каменными бюстами. Они совершенно не выбиваются из музейного контекста, напротив, словно вступают в диалог с шедеврами барокко и неоклассицизма.
На двух этажах музея Виллы Боргезе представлено 65 творений Аззедина Алайи, которые он создал начиная с 80-х годов XX века до наших дней. Здесь и легендарные бандажные платья, и знаменитые бюстье из кожи, и наряды звезд, например свадебное платье Эль Макферсон 1986 года и фиолетовое платье с накидкой, в котором блистала в 80-х Грейс Джонс.
Каждое творение дизайнера подобрано по цвету и стилю к произведениям классического искусства определенного музейного зала. В зале Караваджо (Галерея Боргезе, кстати, может похвастаться одной из самых больших музейных коллекций живописца) представлены платья из темно-синего и бордового бархата, которые идеально гармонируют с мрачными тонами полотен итальянского художника. В Египетском зале — бандажные платья Аззедина Алайи, напоминающие наряды цариц Древнего Египта, и знаменитый крокодиловый жакет. В зале со статуей Давида — драпированные, почти гладиаторские наряды, а в зале с мраморным изображением Полины Боргезе — два грациозных белых платья, повторяющие женственные линии скульптуры Антонио Кановы.
Алайя умеет мастерски обращаться с кожей как с обычной тканью. Так, на втором этаже Галереи Боргезе рядом с мраморными бюстами кардиналов выставлено драпированное кожаное платье, складки которого повторяют мотивы кардинальских мантий. Здесь же — жакет из жесткой кожи аллигатора, который неожиданно смягчает мрамор соседствующих скульптур, и алое платье в пол, которое перекликается с кроваво-алым цветом полотна Рафаэля, изображающего распятого Христа.
«Мы совершенно недолго думали, как расположить платья, — рассказал куратор выставки Марк Уилсон. — Когда мы пришли в Галерею Боргезе, то сразу поняли: окей, здесь будет этот наряд, а здесь — это платье. Все было очень естественно и органично».
Пока гости превью прогуливались по залам музея, в саду Галереи Боргезе уже вовсю шла подготовка к торжественному ужину в честь Аззедина Алайи, который состоялся тем же вечером. Поздравить дизайнера с открытием экспозиции в Риме пришли Альбер Эльбаз, Диана Перне, Франка и Карла Соццани, Сильвия и Дельфина Фенди, а также многие другие.
Выставка будет работать до конца октября.