«Мы все равно будем тянуться к красивому». Интервью с Лидией Орловой, главным редактором «Журнала мод» и «Московского стиля»
Карьера Лидии Витальевны Орловой начинается в 1970 году: в журнале «Работница» она ведет рубрики о моде и домоводстве почти двадцать лет. Затем Орлова возглавляет «Журнал мод», где полностью перепридумывает формат работы: теперь у редакции есть новое здание с фотостудией на Кузнецком Мосту, а в журнале печатают и репортажи с парижских показов.
Под руководством Лидии Витальевны команда «Журнала мод», а затем журнала «Московский стиль» открывала новые имена в дизайне, находила манекенщиц среди читательниц и доставала французские выкройки. Возможно, некоторые приемы работы сегодня могут показаться не совсем актуальными, но нам точно есть чему поучиться у Лидии Витальевны — например, любить своего читателя.
О команде «Журнала мод»
В «Журнал мод» я пришла из «Работницы», где 19 лет вела моду и домоводство. Специалистов, которые бы хорошо знали моду, у нас не было, зато были искусствоведы, работавшие в доме моделей. Мы вешали объявления: «Требуются...». Приходили прекрасные люди, говорили, что всю жизнь мечтали работать в модном журнале; эти люди потом вырастали у нас. Все взаимоотношения и структура команды только складывались.
У нас был прекрасный фотограф — Эдуард Ефимович Красташевский. Он всегда работал в команде с модельером съемки — модельер был вторым по важности человеком на площадке, а может быть, даже и первым. В то время именно модельер определял, кого будут снимать, как будут причесывать, какой образ редакция рисует. Бывали случаи, когда мы снимали сразу целую толпу — человек семнадцать. При этом съемки мы делали параллельно с ремонтом здания, где текла крыша, а в комнатах стояли столбы, которые придерживали потолки. Первый номер реорганизованного «Журнала мод» вышел в 1988 году.
Нам важно было показывать и западную моду тоже. Здесь у нас нашелся добровольный помощник — польский журналист Войцех Ласки, живший и работавший в Москве, при этом он ездил на парижские салоны, дружил с мастерами парижской моды, снимал моду. Он давал нам отснятые там фотографии — уже через 10 дней после окончания салона мы отсматривали слайды Войцеха и выбирали кадры для печати. В зарубежные командировки, когда такие случались, я чаще всего ездила одна. Поэтому пришлось осваивать профессию фотографа — нужно было собирать фотоматериалы для журнала. Судорожно записывала, на что где нажимать. До сих пор боюсь подойти к фотокамере, потому что у меня всегда это было связано с какими-то проблемами.
Видеоинтервью с Лидией Орловой создано в рамках программы «Полевые исследования» Музея современного искусство «Гараж» для выставки Atelier E.B «Прохожий»
О дизайнерах
Тамара Мокеева — дизайнер, о которой нужно слагать легенды. Такая скромная и такая удивительная. Она одевала нашу первую леди Раису Максимовну Горбачеву, но это считалось большим секретом, который ни в коем случае нельзя было раскрывать. Между тем сама Мокеева даже не могла выехать за рубеж по причине секретности своей работы. Мы очень просили, чтобы ее выпустили на фестиваль моды в Мюнхене. Да, выпустили, но пресс-конференцию проводить запретили. Спрашивали у Горбачевой: можно сказать, кто ее одевает? Нет, нельзя. Невероятно плодовитым был Вячеслав Зайцев: сидит и на твоих глазах создает шедевры. Кроме того, был Ленинград со своими прекрасными модельерами. Также мы рассказывали о модельерах из таллинского и рижского домов моделей.
«ЖУРНАЛ МОД», 1990 ГОД
О команде «Журнала мод»
В Таллине тогда делали много модных показов. Накануне отделения Эстонии от нашей страны в Таллине как раз проходил один из фестивалей моды. Мы поехали туда большой бригадой, еще ничего не подозревая. Все было организовано подозрительно странным образом: у одного нашего модельера отобрали аккредитацию, фотограф обнаружил, что кто-то просматривал его личные вещи. Я начала волноваться и пошла в журнал [таллинского дома моделей] Siluett, где у меня были знакомые. Спросила, что происходит, потому что мы видим только парадную сторону. На что мне ответили: «Ты заметила, что нас там нет?» Мне объяснили, что планировалась антисоветская акция: нас — художников и модельеров — хотели увезти как заложников. В тот же вечер мы всей группой уехали. Мода, казалось бы, ни к чему не причастна, но все равно стала предметом такого жуткого торга.
О своем и чужом
Когда я ходила по инстанциям и умоляла помочь «Журналу мод», у которого на тот момент не было здания, я повторяла одну и ту же фразу: «За державу обидно». Мы не ценим своих прекрасных дизайнеров и мастеров — нам подавай по-западному. Наверное, поэтому у нас до сих пор нет своего журнала о моде. Зато есть чужие: пускай они хорошо сделаны, пускай у них есть вкус, но они не отражают нашу культуру.
Сложилось мнение, что на Западе знают, как нам всем нужно одеваться. Включаешь телевизор: ведущие одеты с иголочки. Но как? Просто содрогнуться. Бордовые брюки, рубаха клетчатая, кроссовки на белых сверкающих подошвах. Я живу рядом с консерваторией, но нормально со вкусом одетых людей, идущих на концерты, вижу редко. А если увижу, потом целый день хожу под впечатлением. Можно понять, когда вкуса нет. Но перед нами другой случай: это бестолковая тактика все время оглядываться на Запад. Раньше я бы стала писать об этом и бороться за чистоту идеи. Сейчас понимаю, что никому это не нужно. Сложился свой, как бы сказать, местечковый вкус — модно так, как у них. Кому-то понравились эти дурацкие кроссовки — и теперь их носят на вечерние концерты.
«ЖУРНАЛ МОД», 1990 ГОД
О газете и журнале «Московский стиль»
Как это обычно бывает, когда дело уже сделано, людям выше по должности кажется, что они вполне могли бы справиться сами. Зачем им главный редактор, которая даже не модельер? В «Журнале мод» начались интриги и проблемы. Стало понятно, что нам пора было уходить. Меня поддержала почти вся редакция. Ушли в никуда. Были 1990-е.
Мы стали выпускать газету «Московский стиль»: печатный лист, где на одной стороне размещалось всякое разное о моде, а на другой печатались выкройки. Стоимость — 5 рублей, копейки. Тираж — 200 тысяч экземпляров. Но наше счастье длилось недолго: с 1992 года в стране ввели НДС, и издавать газету стало невыгодно. Штатный сотрудник, который занимался финансами, сказал, что нужно срочно закрываться, потому что иначе мы не расплатимся потом. У нас уже был большой кредит. Я не могу передать, как тяжело было тогда: мы распустили акционерное общество (все были акционерами), сотрудники ушли, я осталась одна, денег взять было негде. Когда я шла по улицам, ждала, что из подъезда кто-то выбежит и меня просто-напросто пристрелит.
До даты погашения кредита оставалось 10 дней, а потом тебя к стенке поставят. Посоветовали сходить в национальную страховую компанию: я никого там не знала, но пошла прямо к президенту компании, взяв с собой макет журнала «Московский стиль». Он говорит: «Ничего в этом не понимаю, но покажу жене. Завтра приходите». Прихожу на следующий день. «Ей понравилось, — говорит, — хороший журнал. Сколько вы должны этим [по кредиту]? Хорошо, сейчас оплатим. Журнал будет наш. Я вас буду финансировать». Так получили возможность издавать «Московский стиль».
В 1994 году вышел номер «Московского стиля», созданный совместно со знаменитой французской школой моды Esmod: впервые в нашей стране печатали французские выкройки. В номере их было больше 40 штук: школа дала их нам, а наш специалист по лекалам Нина Малькова перевела выкройки в стилистику нашего журнала. Любопытно, что технология шитья была не такой, как мы привыкли: к примеру, вся летняя одежда делалась на подкладке из тончайшей органди, чтобы форма держалась.
О моде в непростые времена
Большое заблуждение считать, что после пандемии мода людям будет не нужна. Да, возможно, легкая промышленность какое-то время будет приходить в себя, но мы все равно будем тянуться к красивому: доставать старые вещи, перешивать, использовать нереализованные ткани, шить что-то самостоятельно. Об этом свидетельствует наш исторический опыт. Первые модные журналы в нашей стране появились после революции. Существовали, правда, они недолго: закончился НЭП — перестали выпускать и эти журналы. В мае 1945 года вышел первый номер «Журнала мод» — это был подарок женщинам, после войны жившим в руинах и потерявшим близких на войне. Красивые платья, нарядные дети, мужчины, одетые в костюмы, а не в военную форму — журнал давал надежду, что пройдет время и люди будут жить так же и одеваться так же, как нарисовали художники.
«Журнал мод», вышедший в мае 1945 года (Из Архива Лидии Орловой)
Сейчас мы думаем, зачем нам мода, когда во всем мире люди болеют и умирают. А потом придет другое время — все постепенно восстановится. Мы снова начнем думать о том, как мы выглядим и что носим. Подрастут дети, кому-то надо будет выйти замуж — все закрутится опять. Как только мы пройдем пандемию и начнем налаживать жизнь, мы вернемся к моде. Это неизбежно.
BURO. выражает благодарность Музею современного искусства «Гараж»
и кураторам выставки Atelier E.B «Прохожий». 24 апреля в рамках публичной программы музея пройдет лекция «Глянец по-советски. Советские журналы моды: парадная витрина несуществующего». Дискуссия пройдет на онлайн-платформе Zoom — участие свободное, по предварительной регистрации.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7