
Кровь под кожей: 11 лучших фэшн-шоу Александра Маккуина
Сегодня ровно 15 лет, как из жизни ушел Ли Александр Маккуин — один из талантливейших и блистательных художников моды. Отголоски его творчества до сих пор можно найти в коллекциях сегодняшних дизайнеров. По этому случаю собрали 10 + 1 (и это далось крайне тяжело) важную коллекцию Маккуина, чтобы вспомнить, каким он был, как работал, о чем мечтал и чего боялся.
Мы вынесли в заголовок материала название обязательной к прочтению книги Эндрю Уилсона, в которой собрана подробная информация о Маккуине глазами близких, коллег и друзей.

«Хотите знать, кто я, — посмотрите на мои работы».
Александр Маккуин
JACK THE RIPPER STALKS HIS VICTIMS, 1992
Из колледжа Central Saint Martins Маккуин выпускается с коллекцией, посвященной Джеку-потрошителю, «который преследует своих жертв». Но не просто так: изучая свое генеалогическое древо (этот процесс его всячески занимал), Александр выяснил, что одна из дальних родственниц была владелицей гостиницы, в которой Джек совершил одно из убийств. Каждое платье этого дебюта Ли сопроводил пакетиком с волосами — отсылкой к викторианским секс-работницам, продающим свои волосы на парики. «Джек» стал отправной точкой для Маккуина — Изабелла Блоу, впоследствии ставшая музой и другом, пребывала в полном восторге от коллекции, сидя на шоу. После она неделю уговаривала продать ей ее — он согласился, но только потому, что испытывал финансовые трудности.


HIGHLAND RAPE, ОСЕНЬ-ЗИМА 1995
Изучая с подачи мамы, Джойс Маккуин, свое прошлое, Маккуин погрузился в историю Шотландии — чтобы позже через душераздирающую, нашумевшую, воспринятую в штыки, но принесшую ему мировую славу коллекцию поделиться очень личным. И речь не только о насилии со стороны Англии, которое пережили его предки, но и о боли и жестокости, которые испытал он сам, его мама и сестра. «Изнасилованная Шотландия» стала первым и убедительным заявлением Ли в попытке защитить себя и своих женщин, сделать их сильнее, вывернув наизнанку свою же душу. В тот вечер Маккуин обязал всех моделей как можно правдоподобнее с помощью языка тела и выражения лиц показать женщин, подвергшись насилию — для этого он одел их в разорванные прозрачные платья и костюмы в клетку и, разумеется, соорудил для них доспехи.



NIHILISM, ВЕСНА-ЛЕТО 1994
Третья по счету коллекция Маккуина, над которой он работал с Саймоном Унглессом и Флитом Бигвудом, — до «Нигилизма» они вместе придумали Taxi Driver, которую показали в марте 1993 года в лондонском Ritz. Здесь он ловко экспериментирует с техниками и силуэтами, надевает на моделей целлофан вместо платья, пачкает «одежду» глиной и украшает мертвой саранчой. Nihilism стал первым профессиональным шоу Маккуина — при поддержке Британского совета моды, который такой жест начинающему дизайнеру сделал впервые.




DANTE, ОСЕНЬ-ЗИМА 1996
Одно из ранних и драматичных высказываний — коллекция «Данте», собранная из викторианского стиля, корсетов XVIII века, ставших культовыми брюк-бамстеров, кружев, головных уборов с рогами животных и масок с изображением Иисуса. Их, к слову, придумал дизайнер аксессуаров Сэмюэл Костин (если постараться, маску можно найти в винтажных магазинах). Шоу Маккуин провел в Церкви Христа в районе Спиталфилдс (по слухам, ее построил тайный сатанист), возведя подиум в форме распятия. WWD после показа назвали Александра спасителем лондонской Недели моды.




ECLECT DISSECT, ВЕСНА-ЛЕТО 1997
В 1996 году Маккуина назначают креативным директором Givenchy — он понятия не имеет, что делать с кутюром, а ателье французского дома в ужасе от молодого дизайнера, который без зазрения совести режет ножницами все, что попадается ему на глаза. Дебют Александр строит на препарировании различных эпох и стилей, но главной темой остается поиск Золотого руна. Эту коллекцию Ли позже назвал «говном» в интервью Vogue.





UNTITLED, ВЕСНА-ЛЕТО 1998
Изначально получившую название «Золотой дождь» (в финале он и правда был золотым), коллекцию весна-лето 1998 быстро переименовали в безымянную (не всем пришелся по душе Golden Shower). Маккуин выводит на подиум переписанный на новый лад офискор, питоновые юбки, желтые пиджаки-дождевики и делает красивый реверанс костюму Лилу авторства Готье из «Пятого элемента», который увидел свет годом ранее.




№ 13, ВЕСНА-ЛЕТО 1999
Технологичный трюк с окраской кипенно-белого платья с Шалом Харлоу в главной роли пару лет назад пытались повторить в Coperni (только с Белой Хадид) — и сразу же откатили нас в 1999 год. Тот самый, когда Ли показал коллекцию «№ 13», а вместе с ней — квинтэссенцию уходящего десятилетия, в котором машины противостояли человеку и наоборот (отсюда — много ручного труда). Именно на этом шоу Маккуин выведет на подиум паралимпийскую чемпионку Эйми Маллинз (тогда дайверсити еще не было на повестке дня) и придумает специально для нее деревянные протезы. Причем такие, что никто из присутствующих о них не догадается.







VOSS, ВЕСНА-ЛЕТО 2001
Одно из самых зрелищных шоу Маккуина и всей индустрии (во всяком случае, для редакции BURO.), для которого дизайнер арендовал заброшенный автобусный парк на Гатлиф-роуд. Показ намеренно задерживали, чтобы прибывшие могли повнимательнее рассмотреть себя в стеклянный куб. Позже свет в нем зажегся — внутри оказались заперты модели: одни — в бинтах, другие — с виадуками на головах. Зрители наблюдали за безумством происходящего через «окно». В финале показа ящик вдруг открылся — из него вылетели мотыльки, и гости увидели обнаженную женщину. Это была писательница Мишель Олли в маске с дыхательной трубкой — будто со снимка Sanitarium (1983) американского фотографа Джоэла-Питера Уиткина. В этот вечер Маккуин много и честно говорил не только о природе, но и о принятии себя. А еще о том, что на самом деле происходит между ним и миром моды.
В числе образов-фаворитов отметим сразу два — и оба для Эрин О’Коннор. Сперва модель «сходила с ума» в платье, полностью выполненном из ракушек бритвенных моллюсков (во время шоу она их срывала, и по ее рукам текла кровь), а в конце прошлась в том, что собрали из страусиных перьев и предметных стекол для микроскопа, окрашенных в красный.







WIDOWS OF CULLODEN, ОСЕНЬ-ЗИМА 2006
В очередной раз Маккуин обращается к своим шотландским корням — и показывает одну из самых автобиографичных коллекций (плюс одна к нашумевшей «Изнасилованной Шотландии»). «Вдовы Каллодена» появляются в память о женщинах, овдовевших в битве при Каллодене (1746). Ли активно использует тартан, традиционный твид егерей и другие элементы, заимствованные из костюма горцев. Это же шоу он посвящает Изабелле Блоу и поддерживает им же Кейт Мосс, запуская в финале голограмму с изображением модели.





LA DAME BLEUE, ВЕСНА-ЛЕТО 2008
В мае 2007 года из жизни уходит Блоу — больше чем просто друг и муза. Коллекцией Маккуин уходит глубоко внутрь себя — и блестяще демонстрирует возможности кроя, драпировки и взаимодействия с перьями, замешав (но не взболтав) в одном флаконе кутюрные техники и навыки портновского мастерства, полученные им на Сэвил-Роу.




PLATO'S ATLANTIS, ВЕСНА-ЛЕТО 2010
Последняя прижизненная коллекция Маккуина, показанная осенью 2009 года. В феврале 2010-го он уйдет из жизни — спустя неделю после смерти матери, Джой, с которой был невероятно близок и которую любил сильнее всех. В «Атлантиде Платона» дизайнер покажет на одном подиуме инопланетных существ и рептилий, сумев переобуть их в те самые туфли-броненосцы и убедив нас (к сожалению, в последний раз) в своем визионерском подходе.









Статьи по теме
Подборка Buro 24/7