Поиск

Связанные одной целью

Связанные одной целью

Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7

Упоминая некоторые самые значимые коллекции и события в сфере модной индустрии этого сезона, так и хочется употребить выражение "вязаный бум". Знаменитые дизайнеры и бренды — Марк Джейкобс, Изабель Маран, Эрдем, Preen, Moschino, 3.1 Phillip Lim и другие — создали для Net-A-Porter обещающую стать бестселлером коллекцию свитеров Holiday Sweaters, вдохновленных рождественской и традиционной нордической тематикой. Стремительно ворвавшийся в авангард брендов-трендсеттеров, Kenzo сделал ставку в своей осеннее-зимней коллекции на вязаные кардиганы с различной символикой. У Марка Джейкобса некоторые из самых актуальных образов составлены одновременно из нескольких вязаных вещей — юбки, топа и гигантского, подколотого подходящей ему по размеру огромной английской булавкой, шарфа. Стелла Макартни представила вязаные платья силуэта "рюмка" и вязаные "де пьес" — ансамбли, состоящие из жакета и короткой юбки или платья и кардигана одного оттенка. Кашемировых и шерстяных свитеров, кардиганов, жакетов, комплектов с юбками и даже "троек" — жакет, юбка и брюки — было как никогда много и в коллекции Chanel.

Связанные одной целью (фото 1)

Сложные абстрактные рисунки ярких оттенков, отделка из люрекса и сочетание различных вязок заставили вспомнить о лучших традициях итальянских и британских мануфактур, производящих высококачественные вещи из мохера, ангоры и кашемира. Появление таких самодостаточных вязаных предметов в коллекции французского дома — событие знаковое. Ведь в прошлом августе Chanel стала владельцем находившегося на грани банкротства шотландского производителя вещей из шерсти Barrie, открывшегося еще в 1831 году. Да и следующее шоу межсезонной коллекции дома Metiers d’Art, которая каждый раз посвящается культуре и фольклору какой-нибудь страны, с которой связана история дома Chanel, пройдет в декабре в Эдинбурге.

Связанные одной целью (фото 2)

Президент дома Chanel Бруно Павловски охарактеризовал инвестиционное вливание в шотландскую мануфактуру "естественным для компании шагом". Не стоит забывать, что французский дом сотрудничает с Barrie уже более 25 лет (так, полюбившиеся его клиентам симпатичные кашемировые свитерки Chanel произведены именно на этом шотландском предприятии). С другой стороны, это решение полностью вписывается в стратегию, которой дом придерживается уже много лет, всячески демонстрируя свой интерес к местным мануфактурам и традиционным производствам. Можно увидеть в этом шаге и попытку лоббирования Британией — одним из ведущих производителей шерсти для текстиля — своих экономических интересов: не кто-нибудь, а сам принц Чарльз выступил патроном прошедшей в октябре акции Campaign for Wool, целью которой была популяризация товаров из шерсти.

Связанные одной целью (фото 3)

Но если обратиться к историкам моды, которые ищут в каждом ее ярком проявлении социальный подтекст, то сегодняшнее увлечение шерстяными и вязаными вещами — не что иное, как реакция на экономический кризис. А заодно и "последствие" постоянно увеличивающегося спроса на товары, соответствующие высоким экологическим стандартам. Производство шерстяной одежды — единственный, пожалуй, сегмент модной индустрии, помимо haute couture, который связывает ее с ручным трудом. Шерсть и другие натуральные волокна все еще производятся естественным путем в условиях достаточно "чистых", по сравнению с большинством сельскохозяйственных и перерабатывающих производств.

Связанные одной целью (фото 4)

Наконец, вязаные вещи испокон веков символизируют что-то нужное и  практичное. Это вещи не на один сезон, и, вложившись в них, человек никогда не почувствует, что выбросил деньги на ветер. В годы Второй мировой войны в стране, где свитера и кардиганы популярны как нигде — Великобритании, многочисленные правительственные плакаты призывали граждан: "Используй то, что у тебя есть, и сделай новое". О чем, как вы думаете, шла речь? О вязаных вещах. Шерстяное сырье для производства одежды в годы войны, естественно, было не найти. Поэтому британцы распускали залежавшиеся пуловеры и ненужные шарфы и вязали, используя раздаваемые бесплатно выкройки, теплые вещи, так необходимые солдатам на фронте. Благодаря этому многие рядовые граждане Британии, и прежде всего обычные домохозяйки, смогли почувствовать себя причастными к победе.

Связанные одной целью (фото 5)

Ralph Lauren

Сегодня возрождение производства вязаных вещей — это рабочие места, в том числе и в Европе (например, в производстве Barrie заняты 180 человек). И повышенная конкурентоспособность для брендов и модных домов. Очевидно, считают аналитики, что придавая шерстяной вещи статус "стильной", а не просто необходимой в условиях низких температур, производители тем самым пытаются привлечь более сдержанного в расходах из-за экономического кризиса потребителя.

Связанные одной целью (фото 6)

Развитие технологий способствовало тому, что современные вязаные вещи необыкновенно разнообразны с точки зрения эстетики. Компьютер позволяет создавать эффект объемной, даже трехмерной вязки,  комбинировать различные по структуре волокна, микшировать вязаные элементы с выполненными из других материалов. Свитер перестал быть чем-то бесформенным и громоздким, символизирующим холода и поход на лыжах. Благодаря, опять-таки, технологиям вязаные и трикотажные вещи могут идеально сидеть на фигуре, гармонично дополняя самые изощренные портновские изыски.

Связанные одной целью (фото 7)

Связанные одной целью (фото 8)

Sonia Rykiel

Интересно, что в целом модная индустрия впервые "снизошла" до вязаных вещей и трикотажа лишь в 1960-х — ну, если не считать попыток, сделанных  Коко Шанель, которая уже в 1920-х годах популяризировала морские тельняшки из трикотажного джерси. Первую коллекцию prêt-a-porter, состоявшую целиком из вязаных вещей — называлась она, кстати, ни больше ни меньше, Haute Couture — представили в середине 60-х Отавио и Маргарита Миссони. Именно созданный ими бренд, как и Sonia Rykiel во Франции, стал продвигать трикотаж, сделав его визитной карточкой собственного стиля.

Связанные одной целью (фото 9)

В совсем недавнем прошлом Стелла Маккартни смогла разглядеть в объемных минималистичных свитерах огромный стилевой потенциал. А еще благодаря ей такой предмет гардероба, как sweater-dress, стал тотальным трендом зимней моды.  В 2009 году зажглась звезда канадца Марка Фаста, который делает из трикотажа все, включая чувственные мини-платья с прорезями и откровенными декольте. В этот же период появились дизайнеры, которые начали работать с вязаными вещами как с чем-то, относящимся к декоративно-прикладной области. Работы шведки Сандры Баклунд и британки Лирии Пристин — настоящие произведения искусства. В создаваемых вручную работах обеих художниц, применительно к которым слова "свитера" и "джемперы" звучат не иначе как оскорблением, используются принципы скульптуры, оригами и даже архитектуры. Благодаря повышенному интересу к вязаной моде в марте 2011-го состоялось историческое событие — она удостоилась первой в своей истории "персональной выставки" Unravel: Knitwear in Fashion, прошедшей в музее моды MoMu в Антверпене. В этой наделавшей много шуму и вызвавшей огромный интерес у публики и специалистов экспозиции была представлена вся гамма вязаных вещей — от эксклюзивных дизайнерских до связанных  неизвестными мастерицами. Несмотря на разницу в качестве сырья, сложности узора и типе вязки, бабушкин свитер и джемпер Kenzo всегда будет объединять нечто общее — это ощущение чего-то домашнего, настоящего, аутентичного, подлинного, которого нам всем сегодня так не хватает.

Связанные одной целью (фото 10)

Связанные одной целью (фото 11)

Связанные одной целью (фото 12)

Связанные одной целью (фото 13)

Связанные одной целью (фото 14)

Текст: Илектра Канестри
Коллажи: Дуня Захарова