Связанные одной целью
Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7
Упоминая некоторые самые значимые коллекции и события в сфере модной индустрии этого сезона, так и хочется употребить выражение "вязаный бум". Знаменитые дизайнеры и бренды — Марк Джейкобс, Изабель Маран, Эрдем, Preen, Moschino, 3.1 Phillip Lim и другие — создали для Net-A-Porter обещающую стать бестселлером коллекцию свитеров Holiday Sweaters, вдохновленных рождественской и традиционной нордической тематикой. Стремительно ворвавшийся в авангард брендов-трендсеттеров, Kenzo сделал ставку в своей осеннее-зимней коллекции на вязаные кардиганы с различной символикой. У Марка Джейкобса некоторые из самых актуальных образов составлены одновременно из нескольких вязаных вещей — юбки, топа и гигантского, подколотого подходящей ему по размеру огромной английской булавкой, шарфа. Стелла Макартни представила вязаные платья силуэта "рюмка" и вязаные "де пьес" — ансамбли, состоящие из жакета и короткой юбки или платья и кардигана одного оттенка. Кашемировых и шерстяных свитеров, кардиганов, жакетов, комплектов с юбками и даже "троек" — жакет, юбка и брюки — было как никогда много и в коллекции Chanel.
Сложные абстрактные рисунки ярких оттенков, отделка из люрекса и сочетание различных вязок заставили вспомнить о лучших традициях итальянских и британских мануфактур, производящих высококачественные вещи из мохера, ангоры и кашемира. Появление таких самодостаточных вязаных предметов в коллекции французского дома — событие знаковое. Ведь в прошлом августе Chanel стала владельцем находившегося на грани банкротства шотландского производителя вещей из шерсти Barrie, открывшегося еще в 1831 году. Да и следующее шоу межсезонной коллекции дома Metiers d’Art, которая каждый раз посвящается культуре и фольклору какой-нибудь страны, с которой связана история дома Chanel, пройдет в декабре в Эдинбурге.
Президент дома Chanel Бруно Павловски охарактеризовал инвестиционное вливание в шотландскую мануфактуру "естественным для компании шагом". Не стоит забывать, что французский дом сотрудничает с Barrie уже более 25 лет (так, полюбившиеся его клиентам симпатичные кашемировые свитерки Chanel произведены именно на этом шотландском предприятии). С другой стороны, это решение полностью вписывается в стратегию, которой дом придерживается уже много лет, всячески демонстрируя свой интерес к местным мануфактурам и традиционным производствам. Можно увидеть в этом шаге и попытку лоббирования Британией — одним из ведущих производителей шерсти для текстиля — своих экономических интересов: не кто-нибудь, а сам принц Чарльз выступил патроном прошедшей в октябре акции Campaign for Wool, целью которой была популяризация товаров из шерсти.
Но если обратиться к историкам моды, которые ищут в каждом ее ярком проявлении социальный подтекст, то сегодняшнее увлечение шерстяными и вязаными вещами — не что иное, как реакция на экономический кризис. А заодно и "последствие" постоянно увеличивающегося спроса на товары, соответствующие высоким экологическим стандартам. Производство шерстяной одежды — единственный, пожалуй, сегмент модной индустрии, помимо haute couture, который связывает ее с ручным трудом. Шерсть и другие натуральные волокна все еще производятся естественным путем в условиях достаточно "чистых", по сравнению с большинством сельскохозяйственных и перерабатывающих производств.
Наконец, вязаные вещи испокон веков символизируют что-то нужное и практичное. Это вещи не на один сезон, и, вложившись в них, человек никогда не почувствует, что выбросил деньги на ветер. В годы Второй мировой войны в стране, где свитера и кардиганы популярны как нигде — Великобритании, многочисленные правительственные плакаты призывали граждан: "Используй то, что у тебя есть, и сделай новое". О чем, как вы думаете, шла речь? О вязаных вещах. Шерстяное сырье для производства одежды в годы войны, естественно, было не найти. Поэтому британцы распускали залежавшиеся пуловеры и ненужные шарфы и вязали, используя раздаваемые бесплатно выкройки, теплые вещи, так необходимые солдатам на фронте. Благодаря этому многие рядовые граждане Британии, и прежде всего обычные домохозяйки, смогли почувствовать себя причастными к победе.
Ralph Lauren
Сегодня возрождение производства вязаных вещей — это рабочие места, в том числе и в Европе (например, в производстве Barrie заняты 180 человек). И повышенная конкурентоспособность для брендов и модных домов. Очевидно, считают аналитики, что придавая шерстяной вещи статус "стильной", а не просто необходимой в условиях низких температур, производители тем самым пытаются привлечь более сдержанного в расходах из-за экономического кризиса потребителя.
Развитие технологий способствовало тому, что современные вязаные вещи необыкновенно разнообразны с точки зрения эстетики. Компьютер позволяет создавать эффект объемной, даже трехмерной вязки, комбинировать различные по структуре волокна, микшировать вязаные элементы с выполненными из других материалов. Свитер перестал быть чем-то бесформенным и громоздким, символизирующим холода и поход на лыжах. Благодаря, опять-таки, технологиям вязаные и трикотажные вещи могут идеально сидеть на фигуре, гармонично дополняя самые изощренные портновские изыски.
Sonia Rykiel
Интересно, что в целом модная индустрия впервые "снизошла" до вязаных вещей и трикотажа лишь в 1960-х — ну, если не считать попыток, сделанных Коко Шанель, которая уже в 1920-х годах популяризировала морские тельняшки из трикотажного джерси. Первую коллекцию prêt-a-porter, состоявшую целиком из вязаных вещей — называлась она, кстати, ни больше ни меньше, Haute Couture — представили в середине 60-х Отавио и Маргарита Миссони. Именно созданный ими бренд, как и Sonia Rykiel во Франции, стал продвигать трикотаж, сделав его визитной карточкой собственного стиля.
В совсем недавнем прошлом Стелла Маккартни смогла разглядеть в объемных минималистичных свитерах огромный стилевой потенциал. А еще благодаря ей такой предмет гардероба, как sweater-dress, стал тотальным трендом зимней моды. В 2009 году зажглась звезда канадца Марка Фаста, который делает из трикотажа все, включая чувственные мини-платья с прорезями и откровенными декольте. В этот же период появились дизайнеры, которые начали работать с вязаными вещами как с чем-то, относящимся к декоративно-прикладной области. Работы шведки Сандры Баклунд и британки Лирии Пристин — настоящие произведения искусства. В создаваемых вручную работах обеих художниц, применительно к которым слова "свитера" и "джемперы" звучат не иначе как оскорблением, используются принципы скульптуры, оригами и даже архитектуры. Благодаря повышенному интересу к вязаной моде в марте 2011-го состоялось историческое событие — она удостоилась первой в своей истории "персональной выставки" Unravel: Knitwear in Fashion, прошедшей в музее моды MoMu в Антверпене. В этой наделавшей много шуму и вызвавшей огромный интерес у публики и специалистов экспозиции была представлена вся гамма вязаных вещей — от эксклюзивных дизайнерских до связанных неизвестными мастерицами. Несмотря на разницу в качестве сырья, сложности узора и типе вязки, бабушкин свитер и джемпер Kenzo всегда будет объединять нечто общее — это ощущение чего-то домашнего, настоящего, аутентичного, подлинного, которого нам всем сегодня так не хватает.
Текст: Илектра Канестри
Коллажи: Дуня Захарова