Интервью Buro 24/7: Жан-Шарль де Кастельбажак
Известный дизайнер — о значении невидимого в его жизни
28 ноября, в день своего рождения, известный французский дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак приехал в Москву, чтобы открыть свою выставку графики "Сумерки невинности" (Twilight of Innocence). О том, что побудило знаменитого провокатора ограничиться карандашом, бумагой и фильмами Куросавы и Тарковского, почему он не делает эскизов и за что так любит Москву, мэтр рассказал Buro 24/7.
Жан-Шарль, вы первый раз в Москве?
Нет, я часто здесь бываю. Это один из моих любимых городов. Много-много лет назад мой предок был послом Франции в России. Это было в разгар войны с Наполеоном. Он был в Бородино.
Почему вы выбрали Москву для презентации выставки "Сумерки невинности"?
Что мне больше всего нравится, так это то, что Москва — город призраков. В Париже так же сильно ощутим лаконизм связи между прошлым и настоящим. Этот город дышит историей.
Расскажите, пожалуйста, почему каждая работа выставки "Сумерки невинности" (Twilight of Innocence) наполнена черными красками?
Мое воображение само подсказало мне, какой цвет выбрать для иллюстрирования невидимого, неощутимого, призрачного. Это темная сторона души. К тому же мне нравится работать в сложных условиях. Лишения помогают нам достигать невиданных целей. В этот раз я решил ограничить себя черным цветом. Мне важно, что вы чувствуете весь спектр эмоций, смотря на монохромные картины.
То есть ничего депрессивного в этих работах нет?
Не надо искать драматизм каждый раз, когда вы видите черную краску!
Выставку условно можно поделить на две части: одна посвящена призракам, другая — концовкам кино. Все верно?
Вы правы, здесь есть концовки моих любимых фильмов. Точнее, не конец, а том, что, по моему мнению, случается, когда идут финальные титры.
Какую роль в вашей жизни играет кино?
Глупо отрицать огромное влияние мирового кинематографа на становление моей личности. В детстве в пансионе я каждую неделю смотрел фильмы. Часто с субтитрами. Во всех лентах был определенный момент — когда происходила кристаллизация чувств. Меня это восхищало и завораживало. Мне хотелось это отразить в "Сумерках невинности". Каждый фильм, так же как и каждый роман, — отдельная история, которая прошла сквозь меня, вызвала определенные эмоции и желание представить продолжение.
Какие режиссеры вдохновляли вас, когда вы работали над "Сумерками невинности"?
Их немало: Лоутен, Куросава, Тарковский, Коппола, Годар. Также в рисунках можно увидеть темы из ужастиков типа "Франкенштейна" или трагикомедии "Форрест Гамп".
В чем, по-вашему, эстетика костей?
Для того чтобы понять эстетику костей и черепов, нужно вернуться в XIV и XV века. Если мы говорим о субъективном: я прилетел в Россию не для того, чтобы показывать красивую одежду, — это банально. Конечно же, мне нравится быть дизайнером, создавать вещи, но сейчас я представляю "Сумерки невинности", в которых обнажаю свою душу. Суть этого проекта в том, чтобы показать призраков художника. Ни для кого не секрет, что жизнь творца тяжела. Это ощутимо в моих работах.
Много ли времени ушло на подготовку, создание эскизов?
Ни один из рисунков не был эскизом. Это происходило автоматически. У меня всегда есть четкое понимание того, что хочу сказать, глубоко продуманные образы.
Помимо своей основной деятельности вы преподаете в Венском университете и колледже Сент-Мартин. Трудно быть вашим студентом?
Чрезвычайно! Я безумно требователен. Мне хочется, чтобы мои студенты вышли из учебного заведения с глубокими знаниями об искусстве.
Что, в конечном итоге, они должны знать?
Мне хочется, чтобы мои студенты понимали, что помимо вдохновения есть бизнес, маркетинг, реклама. Мода и дизайн — это не прибежище неформалов, а сложная система со своими подводными камнями.
Что вы считаете главным качеством, отличающим вас от других дизайнеров?
Присутствие любви в моей жизни. Не поймите меня неправильно, каждый из нас хоть раз испытал это чувство. Но мне удалось его пронести через всю жизнь и сохранить. И я говорю не о любви к моде или искусству, я говорю о семье — сыновьях и внуках.
Интервью: Тамара Васильева
Фото: Лиза Мелина