Красота лаконичного
Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7
Последнюю статью этого года хочется посвятить чему-то безоговорочно красивому, деликатному, целостному, символичному и возвышенному. Слишком много в уходящем 2012-м было уродливого, грубого, двусмысленного, кричащего и пошлого. Слава богу, и информационный повод есть — и даже не один, а целых три. И все они связаны с именем самого известного в истории художника-иллюстратора и графика моды, Рене Грюо.
Недавно издательство Assouline выпустило альбом Gruau: Portraits of Men с менее известными широкой публике работами Грюо, героями которых являются мужские персонажи. В рамках ярмарки искусства Art Basel Miami в галерее Pampaloni была открыта выставка, посвященная творчеству Рене Грюо, которая продлится до 15 февраля. И, наконец, знаменитые иллюстрации и эскизы Грюо стали "сюжетами" для коллекции текстиля британского бренда Zinc Textile.
Рене Грюо обладал редким даром создавать цельные, законченные образы из нескольких штрихов и двух-трех оттенков. Поэтому о нем не получается писать иначе, как очень лаконично, концентрируясь на главном и отметая второстепенное, чтобы не оскорбить многословием безупречность формы и содержания. Да простят меня читатели.
1909 г. Рождение. Италия. Мать — француженка. Отец — итальянский аристократ. Развод родителей. В пятнадцать лет — переезд с матерью в Париж. Юношеская мечта об архитектуре. Начало увлеченных занятий рисунком и иллюстрацией — первоначально ради заработка.
1929-й год. Первая публикация эскиза Грюо. 1930-е. Работа для L'Officiel — первого журнала, начавшего печатать его рисунки, Vogue, L’Album du Figaro, Marie Claire, International Textiles. Трудолюбие, целеустремленность, работоспособность. Неприятие снобизма, пафоса и праздности. Смена пышного и помпезного имени Ренато де Дзавальи Риччарделли Каминате, данного ему при рождении, на скромное и артистическое Рене Грюо.
Война. Участие в антифашистском сопротивлении. Спасение от нацистов еврейских семей.
1947 год. "Нью лук" и взлет Диора. Первый рекламный плакат для модного дома Dior, начало сотрудничества. Взлет Грюо. Непревзойденная "визуализация", создание квинтэссенции диоровской элегантности в рисунке и графике. Плакаты для духов Miss Dior, Diorissimo и Diorella, помады Rouge Baiser, мужского аромата Jules, коллекций prêt-a-porter, линии белья Lingerie Christian Dior и др. Диор посвящает художнику туалет Gruau серо-голубого оттенка из коллекции 1949-1950 года. Имена Диора и Грюо связаны навсегда.
1950-1970-е. Иллюстрации для плакатов, буклетов, приглашений и афиш модных домов Elsa Schiaparelli, Givenchy, Balmain, Jacques Fath, Balenciaga, Valentino, Yves Saint Laurent, Guy Laroche. Дружба с модельерами. Рекламные плакаты для фильмов Феллини, балетов Ролана Пети, спектаклей кабаре Moulin Rouge, Lido и Casino de Paris, часов Omega, авиакомпании Air France, шампанского Martini, аперитива Cinzano.
Хрестоматийный узнаваемый рисунок, ставший впоследствии символом самого духа моды. Лаконичность, а нередко аскетичность исполнения и недосягаемый для фотографии тонкий символизм. Изящные гибкие линии, законченный образ, созданный при помощи лишь нескольких штрихов. Свойственные графике, раз и навсегда выбранные два-три оттенка — черный, красный, иногда темно-зеленый или золотисто-желтый. Скрытые детали, открывающиеся лишь при многократном обращении к одному и тому же рисунку и эскизу.
Самодостаточность женской и мужской фигуры. Фигура в рост, торс, профиль, незаконченный силуэт. Отсутствие интерьеров, присутствующих иногда лишь в виде намеков (полуоткрытая дверь, контур дивана, спинка кресла, блеск зеркала). Единственное исключение — легендарная реклама духов Diorama дома Dior: стул, обитый ярко-розовой тканью в стиле Людовика XVI и брошенные на нем перчатки и длинная шаль из тюля.
Воспевание городской культуры, свойственного ей образа жизни, роскоши. Абсолютное отсутствие природы в композициях Грюо. Цветы лишь как мотивы на тканях платьев, как бутоньерки на шляпах, декольте платьев и лацканах пиджаков, букеты, в которых "утопают" женщины на плакатах, рекламирующих духи.
Сюжеты и композиции, построенные на ассоциациях, намеках, парадоксах, юморе. Остроносая туфелька, заглядывающая в приоткрытую дверь, намекает на облегающий костюм Dior — реклама prêt-a-porter коллекции дома. "Фрагмент" с ногами мужчины в серых брюках и женщины в короткой серой юбке, явно стоящих друг напротив друга, а может быть, встретившихся в поцелуе — реклама чулок Dior. Женщина в огромной шляпе уверенно и одновременно нерешительно держит в руке бокал, в который льется из бутылки аперитив Cinzano. Женская фигура в роскошном черном манто с меховыми манжетами и воротником и в меховом берете: безусловно, это идеальная спутница для мужчины, обладающим такой роскошью, как автомобиль Maserati. Мужская рука "кормит" изящную блондинку с пышной прической маленькой шоколадкой — реклама шоколада Lindt. Лицо загорелой женщины, почти полностью закрытое огромной соломенной шляпой в рекламе Лазурного Берега, курортного направления авиакомпании Air France. Загадочная улыбка женщины в маске — реклама помады Rouge Baiser от Dior. Черная юбка на красной лестнице — белье Scandale.
Вдохновение. Собирательный образ женщин 1950-х годов, образ матери. "Я всегда видел перед глазами очень элегантную женщину, которая показывала мне, как дама должна сидеть, изящно скрестив ноги, как она должна опускать руки на бедра. Это была моя мать — первоя модель, которая позировала мне для рисунков. И много лет спустя я продолжал узнавать в своих работах именно ее образ".
Сравнение с Тулузом Лотреком — рисунок, полный аристократизма, увлечение темой кабаре. Выразительность, динамизм, способность уловить мельчайшее движение — на рисунках Грюо, как и у Лотрека, колышутся воланы на платьях, дрожат перья на шляпах и воротниках, трепещет прижатая мужской рукой талия в танцевальном движении. Попытка Грюо "отделить" свое творчество от творчества Лотрека. "В отличие от него, я разделяю страсть и творческий процесс. Для меня творчество не связано со страстью. Я больше ремесленник. И слава меня не интересует — я никогда не относился к себе слишком серьезно".
1989 год. Ретроспектива Грюо в парижском музее Galliera. Собрался весь бомонд, столпотворение. "Неужто все эти люди пришли для меня?" — спрашивает Грюо у организатора выставки Элианы де ла Беродьер, возглавлявшей подразделение парфюмерии дома Dior.
Долгая жизнь. Разочарование в современной моде, лишенной женственности и утонченности. "Зачем вы в таком виде вышли на улицу?" — нередко бросал он прохожим. Уход в живопись и реставрацию. Ностальгия по женщинам 1950-х. Существование прошлым.
2004-й год. Смерть в Риме, похороны в Римини. О кончине объявлено уже после погребения, по воле самого Грюо. Посмертная слава. Добрая память и уважение современников, отразившаяся в их воспоминаниях. Наследие — более 80 тысяч рисунков, иллюстраций, плакатов и афиш.