Креативный директор Issey Miyake: «Как дизайнер, я понимаю общество через ткань. Этой важной мысли я научился у господина Мияке»
Йошиюки Миямаэ — о том, как культовый японский бренд продолжает каждый день творить инновации, пока весь мир моды гонится за трендами
Имя Иссея Мияке знакомо каждому интеллектуалу в мире моды. Японский дизайнер еще в 1970 году погрузился в исследования текстиля и фэшн-дизайна с целью создать «новую универсальную форму одежды, которая отвечает требованиям нашего времени». «Нашего» — это и нашего тоже, потому что тот факт, что Мияке отошел от управления делами еще в 90-е, вовсе не значит, что его разработки ушли в архивы. Сегодня Issey Miyake находится в руках Йошиюки Миямаэ, который с глубоким уважением и вниманием продолжает совершенствовать каждое достижение своего учителя. Специально для Buro 24/7 Фарук Чекуфи поговорил с креативным директором японского модного дома о наследии и инновациях, креативной свободе и скрупулезной работе, а также о том, как Issey Miyake удается двигать моду вперед, держась в стороне от трендов.
— С чего начались ваши передовые технологии, такие как создание 3D-ткани? Какие принципы заложены в ваш оригинальный подход к фэшн-дизайну?
— С самого начала своей карьеры я стремился создавать новые материалы для Issey Miyake на базе техник «Pleats» (инновационная технология создания плиссированного полиэстера, который ни при каких обстоятельствах не теряет формы. — Прим. редакции) и A-POC (сокращение от A Piece of Cloth, компьютерная технология, которая позволяет делать одежду из одного куска ткани при помощи одной нити и только одного процесса. — Прим. редакции), которые стали своеобразным трамплином для моих дизайнерских решений. Эти техники развивались на протяжении долгих лет и являются огромной частью индивидуальности и фундамента Issey Miyake.
После тщательного изучения обеих техник я разработал новую плиссировку под названием «Steam Stretch» (буквально «Паровая натяжка». — Прим. редакции), при которой складки ткани сшиваются в предмет одежды с помощью чувствительной к высоким температурам нити, сжимающейся при контакте с горячим паром. При этой технике также используются сложное компьютерное программирование и оригинальная инновационная нить. Если в случае с «Pleats» работать можно было только с полиэстером, то «Steam Stretch» позволяет использовать любые материалы, например хлопок или шелк. Каждый сезон — с весны-лета 2014 до осени-зимы 2018 — мы показывали не только прямую плиссировку, но и трехмерные, многогранные и другие варианты. В Issey Miyake исследования и развитие технологий по работе с тканью никогда не прекращаются.
— Вы японский дизайнер-визионер, который ведет бренд, посвященный инновациям в фэшн-дизайне. Как вы себя ощущаете в этой роли? Ваш подход кажется авангардным в силу тонких, скульптурных силуэтов.
— В нашей компании и команде философия господина Мияке каждый день сосуществует с креативной свободой, которая нам предоставлена. Я глубоко уважаю такие бренды — со своей сильной философией и точкой зрения.
— С чего началась ваша карьера? И где именно? Как вы обнаружили в себе призвание к моде?
— В 2001 году, когда я пришел на работу в Miyake Design Studio.
С самого начала я услышал новости об A-POC, и эта новая концепция в дизайне произвела на меня большое впечатление. Мне повезло, и я принимал непосредственное участие в работе над проектом A-POC и буквально прожил его от первых набросков идей до финальных разработок. То, что я от природы любопытный человек с широким кругом интересов, всегда помогало мне развивать свои природные инстинкты и интуицию в плане подхода к дизайну.
Я никогда не видел в дизайне просто профессию, ведь он доставляет мне такое огромное удовольствие. Я думаю, призвание определяется тем, как долго ты можешь наслаждаться тем, что ты делаешь. Моя миссия — продолжать работать в дизайне и открывать для себя новые способы творить.
— Вы по-прежнему производите все коллекции в Японии? Если да, то почему?
— Все производится только в Японии. Доверие — большая часть дизайнерского процесса. То, что в результате получается у Issey Miyake, основывается на поддержке многих людей, которые работают в компании не один десяток лет. Мы серьезно относимся к нашим отношениям с фабриками и мастерами по всей Японии.
— Какими проектами вы сейчас занимаетесь?
— Мы ведем несколько проектов одновременно, но во главе угла для нас стоит разработка инноваций в дизайне.
— Как на то, что вы делаете, влияет японская культура?
— Наша культура имеет богатую историю и традиции, ее эстетика, ценности и целостность на подсознательном уровне определяют нашу работу.
— Можете описать ваш креативный процесс и студию?
— В приоритете у нас командная работа. Мы тесно связаны друг с другом и постоянно взаимодействуем в течение дня. Я все время стараюсь создать живые и позитивные условия для всех, чтобы каждый мог сосредоточиться исключительно на творчестве.
— Где вы нашли вдохновение для коллекции осень-зима 2018?
— Для меня универсальный источник вдохновения — природа. Природа создает красоту, на которую не способен человек. Если копнуть глубже, то это тоже тесно связано с японской культурой и ее взглядами на природу. Это влияет и на то, как мы питаемся, и на наш образ жизни внутри нашей культуры.
Каждый сезон меня вдохновляют разные феномены и формы природы. Коллекция осень-зима 2018 посвящена стойким и выносливым растениям и животным, которые ждут прихода весны и возрождения жизни в холодные и суровые зимние месяцы.
Но я и в других областях нахожу вдохновение — будь то новые материалы, обнаруженные в ходе исследований, простые разговоры с друзьями, культурные движения, о которых узнаешь из газет или ТВ, пьесы, на которые я часто хожу, или фрагменты идей, существующих в моей голове. Мои источники вдохновения всегда связаны друг с другом и создают единый образ или мотив.
Как дизайнер, я понимаю общество через ткань. Этой важной мысли я научился у господина Мияке.
— С чего начинается процесс создания новой коллекции?
— Исследование всегда стоит на первом месте. Будучи командой, мы вместе создаем прототипы и работаем над новыми идеями. Какие-то материалы можно сделать за три месяца, на другие уйдут годы работы. Это как с кино, все процессы развиваются параллельно.
— Что делает Issey Miyake уникальным сегодня?
— Мы создаем дизайн, следуя за своей собственной философией, а не за модными трендами и стилем.
— Что особенно повлияло на вашу работу? Как технологии сформировали ваш дизайн за годы в Issey Miyake?
— Сегодня компьютерные технологии развиваются так быстро, и мы бы не смогли создать всю эту одежду без того объема информации, который стал доступен именно благодаря им. Технологии всегда подпитывают креативную энергию и любопытство и дают доступ к инновациям. Баланс между технологиями и ремеслом всегда будет очень важен.
— Что делает вас счастливым в Issey Miyake?
— Все просто: для меня счастье — создавать вещи. Когда клиенты испытывают радость, надев сделанную нами одежду, я счастлив.
— Какую роль в вашей работе играют архивы? И как вы вплетаете свой собственный ДНК в коллекции?
— Чтобы понять Issey Miyake, нет необходимости изучать некий искусственный «стиль». Важно иметь глубокое понимание философии и духа господина Мияке, который стоит за этим стилем. Название «A Piece of Cloth» простое, но мысли и философия, скрывающиеся за ним, невероятно глубоки. До настоящего момента я думал о двух вещах: первая — изменить, а вторая — унаследовать и развивать бренд дальше. Выразительные методы и стили должны меняться с течением времени. С другой стороны, крайне важно передавать дух Мияке и его отношение к созданию вещей, как эстафетную палочку, следующим поколениям. Но я также учусь по архивным материалам. Что оказало на меня колоссальное влияние, так это опыт работы с господином Мияке и командой над проектом A-POC сразу после того, как я устроился в компанию. Поначалу я ничего не понимал в этих материалах — я начал познавать их в процессе развития A-POC. Именно поэтому теперь я могу исследовать и совершенствовать новые материалы. Каждую неделю я прихожу в разные мастерские и учусь у огромного количества людей, вижу, как они создают предмет одежды, начиная с нитей и заканчивая готовым объектом. Моя обязанность — брать то, чему я научился у господина Мияке и передавать это молодой команде дизайнеров, с которой я работаю, предоставлять им неограниченное пространство и возможности для творчества и развития. Это может в каком-то смысле противоречить тому, как сейчас функционирует мода, но я чувствую, что важно верить и посвящать время созданию самых высококачественных дизайнов.
— Что из себя представляет стиль бренда?
— Одна из главных задач одежды Issey Miyake — заставить людей почувствовать свободу. Просторные формы, цвета, наполняющие человека энергией. Но четко определенного стиля нет.
— Как вы считаете, магазины по-прежнему являются важной частью люксового опыта?
— Думаю, в будущем магазины будут становиться все более и более значимыми как пространства, где покупатель может проникнуться брендом, прочувствовать его.
— Какой у вас любимый рынок?
— Я не делаю вещи для одной страны, у моего дизайна нет границ. Я считаю дизайн Issey Miyake универсальным.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7