Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr
Колонка Илектры Канестри
Приглашенные в качестве экспертов на круглый стол со студентами школы дизайна Parsons в сентябре 2009 года, прошедший в рамках нью-йоркской недели моды, дизайнеры Proenza Schouler были немногословны. "Все, что от вас на самом деле требуется — это страсть и точка зрения", заявил тогда один из "мальчиков Proenza Schouler", как называют дизайнеров коллеги по индустрии, Лазаро Эрнандес.
Установившие уникальный рекорд — недавно дизайнеры Proenza Schouler в третий раз за пять лет удостоились премии "Лучший дизайнер женской одежды" Совета модных дизайнеров Америки (CFDA Awards) — они обладают в избытке и тем, и другим. Концептуальность, разнообразие, продуманность, "техничность", которую они демонстрируют от коллекции к коллекции уже 11 лет, очевидно, подразумевают и страсть, и азарт, и энтузиазм, и пыл (это лишь некоторые из слов русского языка, которые соответствуют понятию "passion", употребленному в вышеупомянутом круглом столе Лазаро Эрнандесом).
Что до точки зрения, то она настолько очевидна, что по коллекциям Proenza Schouler студенты школ дизайна будущих десятилетий смогут получить представление о самом актуальном направлении в моде периода 2000-2010 годов. И уж точно об одном из самых ярких явлений в американской моде. Концепция всего, что связано с брендом Proenza Schouler — от коллекций одежды, сумок и обуви, до рекламных компаний и трансляций модных показов — сверхсовременна не только по форме, но и по сути. Отдавая должное многим конкурентам Proenza Schouler, вся деятельность которых с некоторых пор "завязана" на Интернете и Соцсетях, отметим, что лишь в случае американского дуэта эти самые Интернет и Соцсети являются "предметом" эстетического поиска и нового визуального языка. И, что еще знаменательней — действительно нового понимания роскоши и люкса.
Proenza Schouler весна-лето 2013
Вспомним и текущую коллекцию сезона весна-лето 2013 — использованные в ней принты "цитируют" Tumblr, а рекламная кампания этой коллекции также отсылает к "тумблогам", видеоролики — например снятые Harmony Korine, специальные рекламные Gif-кампании бренда, разработанные интернет-художницей Жанетт Хейс. Как справедливо подчеркивают дизайнеры, в случае многих их конкурентов современные технологии — лишь новый и, очевидно, более эффективный, когда речь идет о молодых поколениях потребителей моды, способ "транслирования" все той же традиционной, "глянцевожурнальной", пришедшей из прошлого философии люкса.
Кадр из фильма Хармони Корина "Act da Fool", 2010
Фильм Хармони Корина 'Snowballs', 2011
"Интернет-эстетика, которая интересует нас, начисто лишена этой ностальгической ноты. Мне кажется, она действительно "транслирует" нечто совершенно новое и это, кстати, отпугивает многих людей от наших коллекций", заявил Джек Маккалоу в недавнем интервью одному серьезному американскому бизнес — изданию, продолжив. "Большинство брендов категории люкс не могут избежать постоянного обращения к прошлому, всей этой ностальгической ауры, поскольку им кажется, что ностальгия созвучна понятию роскоши и люкса и в каком-то смысле олицетворяет их. Мы же, хоть и находимся внутри люкса, по-настоящему обращены к современной культуре".
Gif-кампания Proenza Scouler художницы Жанетт Хейс
Из этого интереснейшего интервью я не могу не позаимствовать еще одну фразу все того же Джека Маккалоу: "Очевидно, что это не тот люксовый бренд, который подойдет вашей маме". Лучше и не скажешь! И в данном случае, как уже отчасти было замечено, самый высокий процент интернет-продаж — 15% от всех продаж коллекций бренда и 270 тысяч подписчиков в Твиттере не более определяющий фактор "современности" бренда, чем те идеи, которые дизайнеры Proenza Scouler и их с недавнего времени соратник Питер Майлс, выполняющий функции его арт-директора (именно он в свое время осуществил очень удачный ребрендинг дома Celine и успешно сотрудничал с Marc Jacobs) воплощают в самих коллекциях марки.
Рекламная кампания Proenza Shoeler весна-лето 2013
На исключительном потенциале талантливых выпускников Parsons еще в начале 2000-х настаивали Сюзи Менкес и Анна Винтур. В 2007 году, после показа осенне-зимней коллекции бренда, Винтур "поймали" на неправильном произнесении его названия. Но выданная ею фраза "I love Proenza Shoeler!" ценна, конечно, своим посылом. И сегодня многие произносят с неуверенностью сложное и непонятное название — "Proenza Schouler" образовано из девичьих фамилий матерей дизайнеров, и второе слово произносится как "скулер". Зато они безошибочно отличают особенный стиль, манеру и эстетику коллекций бренда.
Бэкстейдж показа Proenza Schouler осень-зима 2007/2008
Обращение к современной молодежной культуре и арту, эстетике серфингистов и дайверов, интернету и цифровым технологиям и при этом кутюрное мастерство и традиционные техники шитья, классический кашемир, эксклюзивные виды экзотических кож и ультрасовременные и технологичные материалы, стилизация под стритвеар и по-портновски серьезная работа с силуэтом, конструкциями и формами: из этих "контрастных", казалось бы, элементов и складывается модный феномен под названием Proenza Schouler. Показателен пример сумки PS1, впервые выпущенной дизайнерами в 2008-м году и ставшей безоговорочным хитом и своеобразной "визитной карточкой" марки. Трудно представить что-либо более консервативное, старомодное, чем выбранная для нее форма сумки-портфеля — неслучайно до того, как она стала столь знаменитой, многие с успехом выдавали эту сумку за винтажную! За свою недолгую жизнь она вышла в вариациях с граффити, оптическими принтами, цифровыми коллажами, а в новом сезоне примеряет градуированный многоцветный "окрас".
Cумки PS1
Коллекции Proenza Schouler из тех, которые почти невозможно предугадать и предсказать. Творческое кредо дизайнеров предполагает самые разные интерпретации практически любых тем. Например, коллекция будущего сезона (осень-зима 2013/2014) потрясает классическим флером и каким-то очень отстраненным, как будто совсем издалека брошенным взглядом на Haute Couture — наверное, как то так будут представлять себе и "интерпретировать" классическую элегантность сегодняшние 15-летние. Без тени ностальгии по ушедшему и с демонстрацией полной внутренней свободы.
Proenza Schouler осень-зима 2013/2014
По-преимуществу черно-белая гамма со светло-серыми и нежно-персиковыми вкраплениями, укороченные жакеты и пальто с закругленными плечами в традиционном "баленсиаговском" ключе, узкие юбки чуть ниже колена с запахом и небольшим вырезом, коктейльные платья из гипюра. Нежная и мягкая "буклированная" ткань, из которой, как кажется, сшиты жакеты и юбки, на поверку оказывается разработанным дизайнерами специально для коллекции материалом из переплетенных кожаных "нитей". Ткань из плотной вышивки на самом деле произведена в ходе сложного процесса под не самым благозвучным названием. Кто там все еще предрекает смерть люкса? Люкс не умрет, просто он будет появляться, в том числе, в результате "ультразвуковой сварки". А собственно, почему нет?