Северный ветер: заметки о скандинавской моде
Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7
Попавший мне в руки, недавно изданный великолепный том Fashion Scandinavia британского издательства Thames & Hudson, и завершившаяся несколько недель назад Copenhagen Fashion Week, навлекли меня на размышления о таком редко упоминаемом явлении, как "скандинавская мода". Что это такое, и с чем его едят? Да и есть ли она вообще? В смысле, не мода, "производимая" в Скандинавских странах — она есть, и это очевидно. А какая-то особая школа, философия, эстетическая культура, которую можно идентифицировать, аналогично тому, как мы определяем французскую, британскую, итальянскую, бельгийскую моду, или выделяем в совершенно особую категорию то, что создают японские дизайнеры.
Не самый последний человек в модной индустрии – Председатель Совета Директоров и сын основателя сети H&M Стефан Перссон, однажды позволил себе весьма категоричное высказывание: "Если шведский стиль и существует, я не могу дать ему определение". Однако, у противоположной позиции сторонников намного больше. Шведка Анна Бенгтсон, основательница бренда Nygårdsanna, дает наполненное глубоким философским смыслом определение для шведской моды: "Шведская мода апеллирует понятиями очень простой и понятной красоты, которая расцветает и становится все прекраснее со временем". А датский дизайнер Луиз Сигвард – одна из героинь упомянутой книги Fashion Scandinavia - подчеркивает, что "скандинавская мода столь же визуально проста, сколь сложна и многогранна по своей сути".
Перейдем к конкретике. Мода из Скандинавии славится своей ориентированностью на традиционный образ жизни и уклад людей. Добрая половина датских, шведских, норвежских и финских брендов основывают свою концепцию не на чем ином, как на тиражировании столь притягательных, особенно для иностранцев, образов рыбаков, фермеров и полярников. Ведь подобно тому, как французская мода вышла из дворцовой и аристократической культуры высшей знати, итальянская – из цивилизации буржуа, расцветшей в эпоху Возрождения, а британская – из совершенно уникального конгломерата аристократических традиций и массовых субкультур, Скандинавская мода вышла прямиком "из народа". Ни в одной другой моде фольклор, природа, самобытность и местные традиции, связанные с укладом жизни людей, не присутствуют столь явно и очевидно.
Скандинавская мода – это нечто, обращенное ко всем и к каждому. И в этом смысле она является едва ли не самой демократичной модой в мире. Скандинавская мода основательна, как и пресловутый нордический характер – качество является в ней едва ли не первостепенной ценностью, и патриотична – скандинавы традиционно опираются на материалы и техники, характерные для собственной культуры. Не в последнюю очередь это связано с тем, что они исторически выбирают позицию нейтралитета. Они не участвовали в завоевании других стран, у них, наконец, практически не было колоний. Так что представить себе, что в Скандинавии грандиозным трендом стало бы что-то "экзотическое" и "привозное" - как например, кашемировые шали во Франции начала 19-го века – сложно, или вообще невозможно.
Stine Riis
Stine Riis
Традиционные материалы скандинавских дизайнеров и брендов — это производящиеся в этом регионе хлопок, лен, и конечно, шерсть. Вообще, скандинавы очень разборчивы в текстиле — в их коллекциях можно встретить самые разнообразные и достаточно "изощренные" виды этих натуральных материалов. Но костяк скандинавской моды, диктуемый холодным климатом, составляют шерсть и ее производные.
Скандинавы, и особенно шведы – настоящие виртуозы в "вязаной моде". Чего стоит одна только великолепная шведка Сандра Баклунд, создающая трехмерные, скульптурные вязаные вещи и аксессуары. Хотя на самом деле у всех датчан, шведов и норвежцев обоего пола, с которыми я когда-либо была знакома, всегда был в арсенале какой-нибудь гениальный свитерок, причем вовсе не дизайнерский, а часто связанной собственной или чьей-нибудь бабушкой. Атрибутом такого свитерка являются, безусловно, знаменитые нордические орнаменты.
Veronica B Vallenes
Традиции, связанные с древнейшей культурой викингов и развившимся позднее фольклором — один из главных источников вдохновения скандинавских дизайнеров. Образы, явно позаимствованные из сказок и саг, характерны для коллекций очень успешного во всей Европе датского дизайнера Питера Йенсена.
Кстати, скандинавский фольклор имеет одну особенность – многие из его образов балансируют на грани сатиры и острого фантастического гротеска. Возможно, поэтому юмор и ирония столь часто присутствуют именно в коллекциях скандинавских дизайнеров и брендов. А еще фольклор и традиционный скандинавский уклад жизни просто "растворены" в природе. Тяготение ко всему натуральному – от тканей до цветовых палитр, присутствующих в реальном ландшафте, а в последние годы - ориентир на органику и природосохранение, — характерны для скандинавской моды, как и для скандинавского образа жизни в целом.
Во всех своих ипостасях – повседневная, спортивная, или ориентированная на официальный или вечерний стиль, мода made in Scandinavia тяготеет к простоте, понятности и функциональности. Но не стоит отождествлять ее с минимализмом. Скандинавские дизайнеры и марки славятся своей интересной колористикой, как впрочем, и любовью к орнаментам. Не случайно, одним из символов скандинавского дизайна являются многоцветные оптические принты финского бренда с шестидесятилетней историей, Marimekko.
Функциональность и прагматичный подход уходят своими корнями в религию и историю скандинавских государств. "Традиция лютеранства предполагает, что люди не стараются выделиться благодаря вещам, не одеваются вызывающе и вычурно. Мода в Швеции отражает, прежде всего, наши жизненные ценности и то, что мы считаем необходимым для создания хороших условий для жизни", заявила в одном интервью Ингрид Гьерц-Мартенльсон, директор Совета шведских модных дизайнеров (Swedish Fashion Council). "А жизнь женщины полна забот. Столь ли важно пытаться отразить этот факт лишь с точки зрения эстетики?". По мнению Герц-Мартенльсон, идентичность шведской моды определяется тремя основными факторами: религиозной традицией, общественной демократией и тем, что 90% в женщин в Швеции работают. Очевидно, что подобный вывод применим к скандинавскому региону в целом. Кстати, практичность скандинавов находит еще одно конкретное воплощение в вопросах, связанных с модой: они не стыдятся донашивать любимые пиджаки, платья и пальто своих мам и пап, а часто и бабушек и дедушек. Так что винтаж для них – понятие само собой разумеющееся.
Peter Jensen
Eyglo
Итак, резюмируя, скандинавская мода – это внешняя простота и понятность, опирающаяся на фольклор и самобытность, высочайшее, качество, функциональность, демократичность, а также постоянный диалог с природой и внимание к экологии. Плюс – легкий налет винтажа, юмор, самоирония и не слишком серьезное отношение к себе.
Возможно, эта "формула" и сложна для восприятия. Все станет просто, если мы дадим слово самим скандинавским дизайнерам и брендам. Интерес к ним, кстати, велик как никогда: тот факт, что в феврале в рамках London Fashion Week в лондонском Somerset House проходила групповая выставка скандинавских дизайнеров, очень показателен. Как и участие шведского мега-бренда Acne в прошлой Paris Fashion Week.
Шведские, датские, норвежские и финские бренды и дизайнеры успешно штурмуют все ниши международного рынка моды: уже упомянутые Acne, DAY Birger et Mikkelsen, COS, By Malene Birger, Anne-Sophie Back, Henrik Vibskov, Rutzou, Wood Wood – вот только некоторые из имен, без которых уже сложно представить себе актуальную моду, и особенно casual и streetwear, в котором скандинавские дизайнеры особенно сильны.
Снабженный почти полусотней фотографий и иллюстраций, великолепно изданный том Fashion Scandinavia - прекрасный шанс узнать больше об очень интересном явлении в мировой моде, которое все еще незаслуженно находится в тени. И заодно ответить себе на вопрос: что же такое "скандинавская мода" и чему бы могла поучиться у нее мода российская. Как-никак, соседи.
ACNE