Как повторить культовый образ: Бьорк
О стиле самой странной и притягательной исполнительницы
Костюм лебедя для церемонии «Оскар» в 2001 году, сотрудничество с самыми неконвенциональными фэшн-дизайнерами — от Александра Маккуина до Ирис ван Харпен, странные образы для музыкальных клипов и не только — без сомнений, Бьорк сделала себе имя не только выходящей за границы мирского музыкой, но и совершенно уникальным видением своего сценического образа. Она артист в самом масштабном смысле слова, который не просто записывает треки и выступает на сцене, но создает вокруг себя настоящую вселенную.
Очевидно, что Бьорк — это такой персонаж в себе, который существует как бы вне границ общепринятых постулатов. В контексте стиля эта черта проявляется более чем явственно: сложно вспомнить все случаи, когда Бьорк появлялась на каком-нибудь официальном мероприятии в наряде, который большинство людей сочли бы, мягко говоря, неподходящим. Ярко-салатовые колготки, туфли, как у героини исландского эпоса, маски, полностью скрывающие лицо, странные аксессуары (сумка-пингвин, например) — примерно так выглядит срез фотографий певицы. Все это можно было бы назвать примерами дурного вкуса, если не знать, что речь идет о Бьорк, но очарование певицы заключается как раз в ее намеренном отрицании массовой моды и абсолютно искренней подаче себя, в том числе через все эти нелепые наряды. На публике она ровно такая же, как в жизни: ее друзья вспоминали, что она могла запросто прийти на ланч в какой-нибудь безумной маске, напоминающей арт-объект. Ее стиль часто пытаются охарактеризовать как креативный или сюрреалистичный, но фишка в том, что его вообще не стоит загонять в какие-либо рамки — как и все творчество Бьорк. И повторять его тоже не имеет никакого смысла: она как живой художественный объект, за которым достаточно просто наблюдать и вдохновляться.
В визуализации придуманного Бьорк образа ей помогали такие же падкие на неоднозначные идеи люди. Как Александр Маккуин, который помогал стилизовать обложку альбома «Homogenic» и режиссировал видео на песню «Alarm Call». Или исландская художница Храфнхильдур Арнардоттир, выступающая под псевдонимом Shoplifter, которая работала с Бьорк над обложкой альбома «Medulla» и создала платье для ее тура Greatest Hits Tour 2003 года. При этом певица нередко сотрудничала и с менее известными широкой публике талантами, например македонским дизайнером Марджаном Пежоски (это он был автором того самого «лебединого» платья), датчанкой Николин Лив Андерсен, которая отвечала за ее наряд для фестиваля Governors Ball в 2015 году, или нидерландским дизайнером Марло Брельсом, сделавшим для прошлогоднего выступления певицы на Sónar Fest костюм, вдохновленный картинами Ван Гога.
Уникальность Бьорк заключается в том, что она не просто носит собранные стилистом образы, но в тандеме с дизайнерами и художниками создает наряды, которые становятся продолжением ее самой и транслируют близкие ее творчеству идеи: единение с природой, отсылки к эпосу и фольклору, использование современных технологий вроде 3D-печати и другие. И это одна из множества особенностей, которые отличают ее от большинства современных артистов.