Поиск

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше)

Фото: Mark Borthwick

T

Дождались! В российский прокат выходит «Маржела: своими словами» — документалка о самом таинственном дизайнере современности. Свою историю в ленте Мартин Маржела рассказывает сам — и впервые показывает свой архив. На премьеру предлагаем идти подготовленными: вот 10 его идей, сильно опередивших время. Остальные — в кинотеатрах с 10 июня.  

S/S 1989 И ДАЛЕЕ ВСЕГДА: ЧЕТЫРЕ

БЕЛЫХ СТЕЖКА

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 1)

В фильме история знаменитых белых стежков на спине рассказана от первого лица. Маржеле просто-напросто не нравилось, когда люди в модных магазинах сначала смотрели на ярлык и только потом восхищались вещью. В конце 1980-х, когда мир захватила логомания, он, наоборот, использовал вместо логотипа пустой белый лейбл, пришитый четырьмя белыми стежками. По воспоминаниям его подруги Сандрин Дюма, первые несколько лет, когда она надевала маржеловские вещи, обязательно находился тот, кто подходил и пытался снять стежки со словами: «У тебя что-то на спине!» Прошло время, и четыре стежка стали отличительным знаком ценителей интеллектуальной моды и арт-богемы.



S/S 1989 И ДАЛЕЕ: ЗАКРЫТЫЕ ЛИЦА

МОДЕЛЕЙ 

Уже на самом первом показе, который проходил в Cafe de la Gare, лица моделей были затянуты тканевыми масками. Как объясняет сам дизайнер, это позволяет видеть нам только одежду и ее движение. На последующих шоу Maison Martin Margiela лица моделей будут закрыты накладными челками, надетыми задом наперед париками, черными полосками на глазах и очками-инкогнито. 


Уже на самом первом показе, который проходил в Cafe de la Gare, лица моделей были затянуты тканевыми масками. Как объясняет сам дизайнер, это позволяет видеть нам только одежду и ее движение. На последующих шоу Maison Martin Margiela лица моделей будут закрыты накладными челками, надетыми задом наперед париками, черными полосками на глазах и очками-инкогнито. 


10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 2)
10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 3)

F/W 1989: ПРИГЛАШЕНИЕ

В БЕСПЛАТНОЙ ГАЗЕТЕ

ОБЪЯВЛЕНИЙ

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 4)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-12}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":10}},{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-12}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Что делать, когда бюджета на приглашения нет, а без них не обойтись? Команда Маржелы подает объявление в бесплатную газету с информацией о месте и времени шоу, затем собирает по городу сотню выпусков, обводит свое объявление красным маркером и рассылает гостям. Как потом сказала Дженни Мейренс, правая рука дизайнера, это стало одним из самых дешевых приглашений в истории моды. Другой гениальный пример приглашений Maison Martin Margiela — ничем не примечательная белая визитка с телефонным номером. Позвонив по нему, гости слышали голос автоответчика, который сообщал дату и место шоу. 



S/S 1990: ПОКАЗ НА ДЕТСКОЙ

ПЛОЩАДКЕ 

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 5)
10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 6)

Свою третью коллекцию Маржела показывает на задворках Парижа, в криминальном 20-м округе. Как вспоминал Пьер Ружье, работавший тогда в команде бренда, администрация района не могла принять деньги за аренду детской площадки: ее просто-напросто нельзя было использовать для сторонних целей. Но Маржела и Мейренс придумали выход: они устраивают показ, а на выходных в знак благодарности везут детишек за город. Кроме того, во время шоу детям разрешалось делать все, что хочется, все-таки детская площадка — это их территория. Они заняли front row, выбегали на подиум к моделям, визжали и дурачились. Таких искренних, лишенных всякого снобства показов мода того времени еще не знала. В фильме Маржела назовет этот показ самым волшебным шоу в своей карьере. 



10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 7)
{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-34}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-57}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-34}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":10,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Приглашения на показ

рисовали дети

F/W 1991 И ДРУГИЕ: АПСАЙКЛИНГ 

КАК ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА

С тем, что сегодня гордо называют «апсайклингом», Маржела работал уже сорок лет назад. К старому и ненужному дизайнер тоже обращался из-за нехватки денег, но эти идеи, как показали годы, сильно опередили свое время. Вечерние платья сезона весна-лето 1991 сделаны из нарядов с барахолок — причем не из каких-то дорогих буржуазных тканей, а самых простых и дешевых. Затем был знаменитый свитер из четырех пар носков (его, кстати, можно попробовать повторить дома — вот по этой инструкции). Коллекция 1992 года полностью сделана из старых платков. Основой для сезона весна-лето 1993 стали списанные театральные костюмы и нижние юбки для бальных танцев. 

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 8)
10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 9)

S/S 1994: ВЕЩИ ИЗ СТАРЫХ

КОЛЛЕКЦИЙ, ПОКРАШЕННЫЕ 

В СЕРЫЙ

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 10)
10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 11)

«К этому времени мы сделали 10 сезонов и прошли путь от полного непонимания до влияния на моду. Мода стала меняться в направлении, которое задал я: длина по щиколотку, узкий силуэт, разорванные детали», — говорит Маржела режиссеру ленты Райнеру Хольцемеру. Итогом стремительно набирающего популярность margiela style стала ретроспективная коллекция. Хиты предыдущих сезонов вроде мокрого платья и брюк с вывернутыми вытачками были покрашены в серый.


F/W 1994 И ДАЛЕЕ: ЛИНИЯ REPLICA 

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 12)

По воспоминаниям друзей, Маржела скупал груды старых вещей, распарывал вещи, разбирал на части, а затем заново воспроизводил их, параллельно вникая в устройство винтажной одежды. В 1994 году дизайнер вынес полученные вещи в отдельную линейку под названием Replica. На их этикетках обязательно указывалось время и место происхождения оригинала. 


S/S 1993: ПОКАЗ НА КЛАДБИЩЕ 

Шоу проходило в двух концах кладбища Монмартр в одно и то же время — 20:30. Коллекция и приглашения также были поделены на две части: черные и белые. Как вспоминают свидетели, гостей разворачивали, если они приходили с белым приглашением на черный показ. Правило не распространялось разве что на Рей Кавакубо — Маржела восхищался ей, и это было взаимно.

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 13)
10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 14)

F/W 2009: ПАЛЬТО ИЗ ПАРИКОВ 

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 15)

У знаменитого пальто с юбилейного показа в честь 20-летия марки есть предыстория. Как мы узнаем из фильма, папа Маржелы работал парикмахером, и маленький Мартин любил проводить время в салоне, завороженно наблюдая за движениями рук и отрезанными прядями на полу, а также размышляя: что же будет с волосами дальше? 



F/W 2000: ОВЕРСАЙЗ 

И НАСЛАИВАНИЕ

Коллекция сезона осень-зима 2000 получила название La mode du XXL («Мода XXL»). Дизайнер работал со старыми манекенами 78-го итальянского размера. На них накладывались трикотаж и фетр — так получались «слепки» огромного размера. Радикальность коллекции в том, что вещи шли наперекор требованиям времени. Начало 2000-х — это время гламурных силуэтов, которые подчеркивали ноги и грудь. В то время как Том Форд и Джон Гальяно открывали тело, Маржела скрывал его за огромными джинсами, фетровыми жакетами и свитерами. Тогда новаторские идеи Маржелы не победили гламур: мир не переоделся в оверсайз, но сделал это почти два десятилетия спустя. Гиперобъем и многослойность, на которых выстрелили Vetements и Balenciaga под руководством Гвасалии, берут корни в этой маржеловской коллекции. 

10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 16)
10 гениальных идей Мартина Маржелы (на самом деле их во много раз больше) (фото 17)

«Маржела: своими словами»

в кинотеатрах с 10 июнЯ

false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"width":1000,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":25,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}