Мясо. Ноги. Стулья. 5 историй знаменитых работ Ги Бурдена
Накануне открытия выставки французского фотографа Ги Бурдена в Москве мы задались вопросом: как он все это придумал? Публикуем пять историй о знаменитых работах Бурдена — все они будут выставляться на ретроспективе в Центре фотографии им. братьев Люмьер.
Рекламная съемка в мясной лавке
В 1950-х начинающий фотограф Ги Бурден показывает свои работы главреду французского Vogue Эдмонде Шарль-Ру. Та предлагает молодому человеку попробовать себя в фэшн-фотографии и сделать рекламу шляпок. Что делает Бурден? Снимает изящные головные уборы на фоне витрин мясного магазина, заполненных мясными тушами. Кадры не совсем соответствовали эстетике Vogue, но именно эта неглянцевая подача очаровала Шарль-Ру. Съемка была опубликована в февральском номере 1955 года — с этого момента начинается длительное сотрудничество Ги Бурдена с Vogue: он проработает в журнале до 1987 года.
Серия «Гуляющие ноги»
В 1964 году редактор французского Vogue Франсис Кресан знакомит Бурдена с Роланом Журданом, сыном обувного дизайнера Шарля Журдана. Это встреча становится важной в карьере фотографа: следующие 17 лет только Бурдену бренд Charles Jourdan доверит снимать свои рекламные кампании. Ради этой серии «Гуляющие ноги» 1979 года Ги отправился в Великобританию с чемоданом туфель и манекенами: на кадиллаке он проехал из Лондона в Брайтон, останавливаясь по дороге, чтобы сделать очередной кадр с туфлями.
Свободное падение
Ги Бурден часто прибегал к уловкам, придуманным им самим. Например, чтобы зафиксировать момент падения для этого кадра, он установил стул в диагональном положении, прикрепив задние ножки к полу. Модель облокотилась на выступающую из стены планку.
Фотография в фотографии
В 1977 году Ги Бурден отправился в двухмесячное путешествие по Америке, где он снова снимает рекламную кампанию Charles Jourdan. Этот снимок сделан в Майами: модель позирует Бурдену с только что сделанным полароидным снимком. Прием «фотография в фотографии» стал одной из главных находок Бурдена — он продолжит использовать его и во время поездки по другим штатам Америки, и в следующих рекламных кампаниях Charles Jourdan.
Сюрреализм в фотографии
Один из самых известных снимков Бурдена был опубликован в Vogue Paris в 1970 году: модель Луиза Деспойнтес и множество рук с одинаковым цветом ногтей. Ориентиром для Бурдена стала работа «Стеклянные слезы» его учителя Ман Рэя, который использовал прием дублирования элементов.
Обложки музыкальных альбомов
Когда музыкант Боз Скэггс обратился к Бурдену с предложением оформить обложку, сам альбом еще не был записан. Эта работа интересна тем, что глубокая палитра и сюрреалистическая мизансцена напоминают о кинолентах Дэвида Линча. К слову, сам Линч не отрицает, что визуальный язык Бурдена повлиял на его фильмы. Еще двух авторов объединяет любовь к творчеству Рене Магритта, Фрэнсиса Бэкона и Эдварда Хоппера.