Неделя высокой моды в Париже: Schiaparelli, весна 2014
Чудесный дебют Марко Занини
Среди изречений Коко Шанель, кажется, можно найти подходящую цитату для абсолютно любого случая из жизни — конкуренцию ей может составить разве что Фаина Раневская, но о ней вряд ли хоть что-то знают Кристиан Лакруа и Марко Занини. И с мыслью знаменитой Габриэль Шанель о том, что эстетика костюмера и эстетика модельера — вещи абсолютно разные, невозможно не согласиться. Особенно сравнивая две коллекции Schiaparelli, вышедшие под руководством разных дизайнеров после ожидаемого возвращения марки. То, что создал для итальянского дома Кристиан Лакруа, конечно, нельзя в полной мере называть именно коллекцией одежды — это была презентация объектов, выставка-оммаж наследию эксцентричной итальянки Эльзы. Но потому и было так страшно, что Занини не справится с грузом громкого имени основательницы и ее знаменитой эксцентричности. И в 2014 году нарядит моделей в платья-омары или шляпки из бифштексов, что никого уже не шокирует, а лишь продемонстрирует дурной вкус.
К счастью, этого не произошло, и теперь за вчерашние опасения уже стыдно. Занини не только показал совершенно чудесную и радостную коллекцию, но и ловко обошел все подводные камни, появляющиеся в работе с любым домом с богатой историей. Видимо, если тень основательницы и нависала грозно над новым креативным директором, они с ней все-таки очень быстро подружились и дальше эскизы рисовали вместе и ткань кроили уже в четыре руки.
Каждый выход хочется рассматривать в деталях, обо всем хочется говорить. Вот девушка, похожая на ожившую мраморную статую: нежное платье с огромным воздушным цветком на поясе, поверх — жилет в едва заметную серую полосу. Вот платье-юла в мелкую-мелкую разноцветную полоску, цветастый кокон увенчивает пышная копна рыжих волос. Вот брючный костюм из мятного жаккарда со взбитыми рукавами-пуфами черного цвета, вот такие же рукава, только белые, у платья в горошек — как гигантские облака сахарной ваты. Вот романтичное платье в цветную пастельную крапинку — с приспущенными плечами и рукавами-фонариками героини Джейн Остен. А волосы прядками выкрашены в те же цвета, что и горошек на платье, только жизнерадостно-яркие, а совсем не нежные. Вот островной образ — головной убор в виде домика из соломы, на длинной юбке в пол принт с жителями-островитянами — надеемся, за это Занини не обвинят в расизме. Такое уже было с многострадальными Dolce & Gabbana после сережек с портретами африканских женщин.
Завершается показ, по традиции, свадебным выходом. Только невеста Schiaparelli, пусть и надела фату, замуж собирается в белом костюме с широкими укороченными брюками и вышитыми золотом пальмами. И не видит никаких причин надевать туфли-лодочки, если у нее есть сандалии — которые наверняка попадут во все списки "самая ужасная обувь сезона" провинциальных сайтов, претендующих на звание "модных". Но эти сандалии Schiaparelli с отделкой из перьев и без нее так же хороши, как и "биркенштоки" Марка Джейкобса — просто take it easy.