Часы-клоун, модель для вампиров и циферблат с кожаной мозаикой: кто победил на часовом «Оскаре» — 2018
Подводим итоги ежегодной премии Grand Prix d’Horlogerie de Genève
В пятницу, 9 ноября, в Женеве были объявлены победители Grand Prix d'Horlogerie de Genève. Гран-при — единственный шанс узнать, какие часы действительно делают историю здесь и сейчас, а через годы станут крутым аукционным лотом. Если выставки SIHH и Baselworld во многом представляют собой саморекламу брендов, то конкурс дает надежду на беспристрастный выбор профи.
Заявку может подать любая компания, даже если она состоит из одного относительно безумного изобретателя. К участию допускаются все часы, выпущенные на рынок с марта 2017-го до недавнего Хеллоуина. В жюри GPHG входят не медийные персоны и не рекламодатели, а издатели журналов о высокой механике, историки, коллекционеры, музейные кураторы часовых выставок и независимые мастера — в основном из Швейцарии, но с вкраплениями экспертов с Ближнего Востока, Азии и США. Свадебным генералом в нынешнее жюри посажен сопрезидент Chopard Карл-Фридрих Шойфеле — именно потому, что «Золотую стрелку» — 2017 взял минутный репетир (наручные часы с настраиваемым боем) L.U.C Full Strike его бренда. По правилам это означает, что компания-победитель снимается со следующих состязаний, а ее представитель имеет разовый шанс лично поучаствовать в оценке ньюкамеров. В результате просеивания через несколько слоев голосований награды достались следующим номинантам.
Номинация «Смелость»
Главная сенсация года — заслуженный приз российскому мастеру Константину Чайкину. Он выдвигал две модели из новой коллекции «Клоун» в номинациях «Выдающаяся механика» и «Малая стрелка» (второго места GPHG). А получил награду за смелость. Можно сказать, и за наглость — слово «audacity» переводится двояко. Чайкин создал тикающее эмодзи с совершенной начинкой: минутная и часовая стрелки тут заменены на диски «зрачков» Пеннивайза, а индикатор лунной фазы стал красным языком механизма с ручным заводом. То, как косит и дразнит своего владельца клоун, станет шуткой, доступной 27 избранным, — именно столько экземпляров этих часов создал Чайкин.
Номинация
«Инновация года»
Продолжаем тему часового подвижничества победой в разделе «Инновация года». Вторые часы Everywhere Horizon совсем юного бренда Krayon с уникальной функцией расчета времени восхода и заката солнца — очень нужная вещь для героев вампирской драмы «Выживут только любовники». Основатель (он же главный инженер, CEO и модель всех кампейнов) марки Реми Майат выпустил их в одном экземпляре, но за приблизительно 52 миллиона рублей (775 тысяч швейцарских франков) готов повторить и кастомизировать.
Номинация «Женские часы»
В разделе женских часов мало кто ставил на победу Chanel Boy-Friend Skeleton, ведь в прошлом году наградой был отмечен предыдущий, второй калибр мануфактуры Camelia Skeleton. Но если у предшественника видимые диски были остроумно вписаны в лепестки камелии, то сейчас мастера выстроили их по вертикальной оси, а это, решили эксперты, не менее остроумно.
Номинация
«Механизм женских часов»
Лучшим женским механизмом с часовыми усложнениями стал потрясающей красоты двусторонний Lady Arpels Planetarium. По авантюриновому небосклону вокруг солнца из розового золота движутся комета из белого, шарики бирюзовой Земли, бриллиантовой Луны и Венеры из зеленой эмали, показывая время, полную дату и фазы Луны.
Номинация
«Мужские часы»
Албанский вундеркинд Реджеп Реджепи уже в 14 лет стал подмастерьем в Patek Philippe, через пару лет получил стажировку в F.P. Journe, в 25 основал свою марку Akrivia, в 27 попал с турбийоном в шорт-лист GPHG, а сейчас ему 31, и он взял одну из важнейших наград. Лучшими мужскими часами признаны Chronomètre Contemporain с эмалевым циферблатом в духе ар-деко и фантастическим 100-часовым запасом хода, обеспеченным всего одним заводным барабаном.
Номинация Artistic Crafts
В номинации Artistic Crafts почести воздали потрясающе артизанальным Hermès Arceau Robe Du Soir, циферблат которых замощен двумя тысячами крошечных кожаных квадратов, повторяющих рисунок одноименного платка-каре из коллекции этого сезона. Ремешок крепится к часам стременем из розового золота, и, судя по успеху модели, где-то в механизме припрятана подкова на удачу.
Номинация
«Ювелирные часы»
Ювелирные часы года спрятаны под рубиновой божьей коровкой Van Cleef&Arpels. Она же — потайная крышка Secret de Coccinelle. Такие часы (за вычетом современных подвижных кончиков листа-браслета) могли бы появиться и сто лет назад и вполне полюбиться Вере Холодной благодаря своему олдскульному ручному заводу. И достанутся только одной счастливице. Молчи, грусть, молчи.
Номинация «Золотая стрелка — 2018»
«Золотую стрелку — 2018» вручили во всех смыслах весомому хронографу Bovet 1822 Recital 22 Grand Recital. Укомплектованный высокими усложнениями, он не потерял читаемости циферблата, в котором даже осталось немного воздуха. Парящий турбийон, ретроградный вечный календарь, индикатор луны, запас хода, ретроградные минуты, ретроградная дата и даже модель солнечной системы — жюри не могло не пасть под мощным залпом всех орудий.
Номинация за заслуги перед индустрией
Как всякая премия блэк-тай, Grand Prix d'Horlogerie de Genève не обошлась без номинации за заслуги перед индустрией. Ее получил Жан-Клод Бивер, часовщик и управленец, который немало сделал для того, чтобы вернуть Omega славу после кварцевого грехопадения, купил и возродил заброшенное с 1960-х производство Blancpain, вырастил Hublot, а четыре года назад взялся за TAG Heuer. И все это время не переставал выдавать в год по пять тонн отличного сыра со своей альпийской фермы. В январе месье Бивер завершил карьеру — но только в часовой индустрии. Сыр по-прежнему в приоритете!