Как создать культовый образ: Майя Плисецкая
Ко дню рождения великой балерины вспоминаем ее стиль
Если о заслугах Майи Михайловны Плисецкой на балетном поприще говорить лишний раз нет необходимости — настолько они масштабны, то о ее тесной связи с миром моды знают немногие. По фотографиям балерины из обычной жизни может сложиться впечатление, что модничать она не любила, предпочитая сдержанные лаконичные наряды преимущественно черного цвета, подчеркивающего ее точеную фигуру. На самом же деле современники часто вспоминали, что Плисецкая очень любила красивую одежду, не жалела денег на то, чтобы выглядеть не как все, и считала, что внешняя оболочка не менее важна для образа, чем талант.
Каракулевое пальто, подаренное тетей, лаковые туфли на низком каблуке, объемные вещи, купленные у фарцовщиков, — Майя Михайловна часто одной из первых включала в свой гардероб то, в чем потом ходили почти все советские женщины. Позже, уже став известной на весь мир балериной, она могла позволить себе демонстрировать любовь к необычной одежде по полной — например, одной из любимых ее вещей стало шифоновое платье с радужным градиентом, подаренное Пьером Карденом. С ним у балерины вообще сложились близкие отношения: дизайнер одевал свою музу не только в жизни, но и на сцене — для постановок «Чайка», «Дама с собачкой» и «Анна Каренина». Они встретились в 1971 году на театральном фестивале в Авиньоне, и со временем большую часть гардероба Плисецкой (а заодно и ее мужа Родиона Щедрина) стали занимать наряды авторства Кардена. Про своего друга Майя Михайловна говорила, что он «фантастически чувствует стиль» — очевидно, прежде всего ее собственный.
Карден был не единственным известным дизайнером, кто пополнял сценический и повседневный гардероб балерины. Так, в 1960-х с подачи Сержа Лифаря Плисецкая познакомилась с Габриэль Шанель. По случаю встречи мадемуазель устроила для гостьи персональный показ своей осенне-зимней коллекции, а затем предложила Плисецкой примерить один из своих знаменитых костюмов. В своей автобиографии Майя Михайловна описывала его так: «Плотный простроченный белый шелк. Темно-синие узкие прямые аксельбанты, вшитые в жатку пиджачка. Золотые полувоенные пуговицы, которые, как боевые медальки или знаки полковых отличий, украшают белизну одеяния. Под пиджак надевается прямой сарафан, складно облегающий фигуру». Костюм стал подарком Шанель и занял почетное место в гардеробе балерины.
И если в жизни Плисецкая носила преимущественно вещи, созданные Карденом, то на сцене его место разделяли и другие дизайнеры первого эшелона: Ив Сен-Лоран, который был большим поклонником таланта Майи Михайловны, Рой Хальстон и Жан-Поль Готье. У балерины всегда было четкое представление о том, что ей идет и как она хочет выглядеть: достаточно посмотреть на ее ранние фотографии, чтобы понять — ее стиль не был данью моде, но служил отражением ее личности, переведенным на визуальный язык. Большой дар, который заслуживает уважения не меньше, чем талант Майи Плисецкой к балету.