Ювелирная коллекция Chanel «1932». История о прошлом и настоящем
Великой депрессии
Франция, 1932 год. Европа переживает темные времена: на дворе Великая депрессия, деньги обесцениваются, уровень безработицы растет, потребительский спрос падает. Но были и вдохновляющие, вселяющие надежду события: например, в это время в Париже появляется джазовая ассоциация Hot Club de France, а еще именно в 1932-м во Франции спускают на воду «Нормандию» — самое большое на тот момент трансатлантическое судно в мире. Алмазная индустрия тоже начинает активизироваться и обращается за помощью к Габриэль Шанель. Так появляется ювелирная коллекция Bijoux de Diamants — первая и последняя, созданная лично Шанель.
Габриэль Шанель в 1931 году. Фото Гойнингена-Гюне
не было застежки, чтобы носить
их как захочется
В коллекцию Шанель 1932 года вошло 50 украшений из платины и желтого золота с белыми или желтыми бриллиантами. Почти половину из них вдохновили небесные тела — Солнце, Луна, кометы. Также были ювелирные изделия в форме бантов, перьев и бахромы, а еще строгие геометрические спирали, окружности, прямоугольники и кресты. На всех не было застежки — идея Шанель заключалась в том, что женщинам не нужно указывать, где и как носить украшения. Колье в виде метеоров и хвостов комет можно превратить в тройной браслет, а кулон от него носить как брошь. Бриллиантовые перья с одинаковым успехом надевались на голову вместо ободка или обвивали плечо вместо браслета. Шанель так и говорила: «Терпеть не могу застежки. Я их отменила! Поэтому мои украшения так легко меняются».
Фото Робера Брессона
вылилась в скандал
Когда появилась новость о подготовке Шанель этой коллекции, профессиональные ювелиры с Вандомской площади негодовали. Вся гильдия в один голос пыталась запретить ей это сделать: мол, нельзя прийти в ювелирное искусство, просто потому что ты известная модистка. Вопреки недоброжелателям некоторые ювелирные изделия авторства Шанель были проданы уже в самый первый день — именно они и дошли до наших дней.
Готовила вместе с Жаном Кокто
Предпоказы коллекции в особняке Роган-Монбазон начались 5 ноября 1932 года. Пятерка — символическое число для Шанель: свои кутюрные коллекции она показывала 5 февраля или 5 августа. В интерьерах XVIII века Шанель разместила восковые манекены, которые одела и накрасила сама — их руки и шеи были усыпаны драгоценностями. Биографы сообщают, что среди приглашенных были Пабло Пикассо, Глория Свенсон и Жан Кокто — последний как раз помогал Габриэль с инсталляцией. После двух дней предпоказов коллекцию представили на выставке. Входной билет стоил 20 франков — сборы Шанель пожертвовала двум благотворительным организациям, Обществу помощи малоимущим матерям и Обществу покровительства среднему классу.
Набросок Кристиана Берара со дня выставки
«1932» тоже посвящается
небесным телам
90 лет спустя креативный директор ювелирной студии Патрис Легеро переосмысляет историческую коллекцию Шанель, вдохновленную небесными телами. Центральное украшение коллекции «1932» — колье Allure Céleste: среди бриллиантов круглой огранки сияет сапфир весом 55,55 карата и бриллиант в 8,06 карата. Части колье-трансформера можно носить как броши, а центральная бриллиантовая нить превращается в браслет — и тогда колье становится короче. Целиком коллекция «1932» выйдет в течение года и будет представлена в июле на Неделе высокой моды в Париже.
Колье Allure Céleste из коллекции «1932»
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7