Перестроечный китч в фильме «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»
То ли Нарния, то ли советская танцплощадка
Этот фильм Сергея Соловьева входит в перестроечную трилогию, занимая второе место, но не только в хронологическом порядке. С картиной, чье название проще выговаривать аббревиатурой, не все так очевидно, как с «АССой», которая получила культовый статус с самого начала. Вспоминаем, чем нам запомнилась «ЧРЭП, КРЭЛ».
Юную Александру родители запрятали в пустующую квартиру подальше от неподходящего возлюбленного. Татьяна Друбич играла в предыдущем фильме Соловьева, и ее образ снова становится ключевым. Пасхалку в виде вышивки «АССА» на удлиненной футболке носит именно она, небрежно прикрывая косынкой. Платок рифмуется с розовым беретом, украшенным эмблемой тогда еще советского «Аэрофлота». Значок авиакомпании вырастет до внушительных масштабов, появившись вывеской на стене дома, в котором вынуждена жить Саша. Подобные незначительные детали сплетаются в своеобразную нить, ведущую сквозь весь хаос и абсурд происходящего.
Неугомонная Саша влезает в чужую квартиру, но не какую-нибудь, а коммунальную. Там подросток Митя дворянского происхождения соседствует с безумным Толиком в солнцезащитных очках на цепочке, дырявой сетке для волос и с пачкой сигарет в подвернутом рукаве халата. Коммуналка превращается в полноправного героя, а ее китчевые интерьеры становятся достойным фоном для нарядов гостей. Взять хотя бы Сашу в брюках галифе, мужском кителе в орденах, бантах, лентах, розах и даже перьях. Она, как сорока, примеряет все, что плохо лежит. Но такой подход рождает, например, сочетание морской фуражки с вуалью и розовые сетчатые перчатки с перстнями. Избыточно, но запоминается.
За окном — смутное время (до распада СССР — всего ничего), и в пространстве коммуналки царит трагикомедия. Старая идеология изжила себя, а новая еще не сформировалась. Пережить переломный этап помогают юмор и эскапизм. Уход от неприглядной реальности напоминает инсталляцию Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». Как и его герой, вырвавшийся за пределы гнетущей коммуналки, персонажи фильма стремятся если не отправиться к звездам, то хотя бы превратить место своего существования в комфортное пространство. Получается у них то ли Нарния, то ли советская танцплощадка. На скатерти мелькают разноцветные огни, шампанское сливается в один бидон, а из шкафа вырываются музыканты. Изначально праздник в дом приносит Владимир — избранник Саши. Под стать ей «Вова, Вовочка, Волошенька» выглядит довольно необычно. Тренч с фиолетовой подкладкой скрывает строгий серый костюм. Однако в нем Владимир надолго не задержится, и, сняв пиджак, он демонстрирует подтяжки с цветами. Он же поет «миллион алых роз, эврибади», и к тому моменту кажется, что смотришь мюзикл, в котором романс смешался с оперой и рок-н-роллом. Песня про черную и красную розы становится вербальным подкреплением визуального. Черно-красное сочетание цветов в фильме — основополагающее.
Из всей этой фантасмагорической истории можно выделить вполне реальные тренды. Например, авоська, в которой Митя носит батон и кефир, сейчас снова актуальна, и не только для походов за продуктами.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7