Творческий путь Аззедина Алайи
Скульптор моды
Дизайнера Аззедина Алайя называют скульптором моды: он как никто умеет "вылепить" тело из ткани. Его платья, как вторая кожа — облегают тело, не скрывая ничего.
Он был кумиром 80-х — декады, воспевавшей натренированное тело. Будучи сторонником беззастенчивой сексуальности, Алайя считал: чем короче юбки, выше каблуки и чем больше облегают тело тонкие эластичные материалы, тем лучше. Его знаменитые платья-корсеты, почти обнажающие грудь, вошли в историю моды. Именно их чаще всего копируют современные дизайнеры, для которых Алайя — легенда. Аззедин стал первым, кто стал обращаться с кожей как с обычной тканью. Юбки в складку и бюстье из кожи стали его фирменным знаком.
Сегодня дизайнер работает с ограниченным кругом знаменитых клиентов и проводит "закрытые" показы под стеклянной крышей своего ателье в Париже. Отчасти Алайя таким образом отстаивает свою независимость по отношению к модным маркам, не желая быть частью модной машины. В подтверждение чего недавно он отказался от поста креативного директора дома Christian Dior.
Аззедин Алайя родился и вырос в Тунисе. Его настоящий возраст никому не известен, а сам он заявляет, что забыл, сколько ему лет. Его родители выращивали пшеницу на ферме, мальчика воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии. Нянька-француженка впервые показала ему журнал Vogue. Однажды по дороге в художественную школу в окне местного ателье Аззедин увидел объявление о вакансии — портному требовался помощник для подшива подолов. Он попросил младшую сестру обучить его этому ремеслу и устроился на работу. Очень скоро Алайя уже работал у портного, который делал копии Haute Couture.
В 1957 году будущий дизайнер приехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств по классу скульптуры. Отсюда, видимо, его любовь к подчеркиванию форм и эластичным тканям. Вскоре он получил работу у Диора. Однако ему не повезло — он так и не познакомился с великим Кутюрье, потому что уже через пять дней был уволен. На следующие два года он переместился к Ги Ларошу и до сих пор вспоминает, как после веселых ночей спал под столом в обеденный перерыв. Затем Алайя нанялся в управляющие к одной французской маркизе. Там он прослужил до 1960 года, когда его пригласила к себе на службу графиня Николь де Блежье. В течение следующих пяти лет он делал одежду для графини и ее друзей и начал принимать других частных клиентов. К 1965 году Алайа открыл собственное дело и даже начал шить платья для легендарных голливудских актрис, таких как Грета Гарбо и Клодетт Кольбер.
Свою первую коллекцию Аззедин Алайя выпустил лишь в 1980 году. Однажды он проснулся звездой, а его коллекции вошли в историю моды. Алайя стали подражать, его показы посещали знаменитости и редакторы модных журналов. А в 1985 году он получил сразу два "модных" "Оскара" в Париже. В эти же годы Алайя начал одевать Тину Тернер, Мадонну и Грейс Джонс. Именно он привез в Париж Синди Кроуфорд и Стефани Сеймур, и именно ему мы обязаны возникновением самого феномена супермоделей.
Из моделей он особенно близок с Наоми Кэмпбелл. В 1987 году она впервые приняла участие в его показе и с тех пор появляется почти во всех его дефиле. Она называет его "папой" и считает, что встреча с ним — грандиозная удача. "Он вывел меня на правильный путь. Благодаря ему мне не пришлось проходить сквозь все тернии этой профессии" — говорит Наоми.
В 1990-е дизайнер обосновывается в центре Парижа, купив и отреставрировав трехэтажное здание XIX века. Бутик, студия, апартаменты и зал для показов — все помещается под одной крышей.
2000 год принес дизайнеру новые финансовые возможности: он вошел в Prada Group. Эта новость произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ведь незадолго до сделки Алайя заявлял, что никогда не продаст свое имя, что не приемлет никаких обязательств и не хочет, чтобы кто-то указывал ему, что делать. Тем не менее, сделка состоялась, но имя дизайнера по-прежнему на все сто процентов принадлежит только ему самому. И по сей день он сохраняет самостоятельность. Наверное, поэтому его так любят звезды.
Наоми Кэмпбелл
Полина Киценко, Мишель Обама, Бар Рафаэли, Ольга Слуцкер
Мирослава Дума, Миранда Керр, Даша Жукова, Ева Лонгория
Гвинет Пэлтроу, Полина Дерипаска, Оксана Лаврентьева, Джованна Батталья
Бьянка Брандолини, Ксения Собчак, Светлана Бондарчук, Ирина Чайковская
Текст: Фатима Шакманова