Неделя высокой моды в Париже: Maison Margiela, осень 2015
Снова в строю
Из всех смен креативных директоров, произошедших в главных модных домах за последние несколько лет, перестановки в Maison Margiela были самыми обсуждаемыми — и это притом, что сам он давно вышел из центра внимания и, будем честными, свою актуальность немного потерял. Но возвращение Джона Гальяно, на несколько лет попавшего в опалу (как казалось, окончательно и бесповоротно), изменило все. И о доме, который построил Мартин Марджела, вновь заговорили все, даже те, кто о самом легендарном основателе до этого слышал только мельком и за развитием его оставленного детища не следил вовсе. Полная анонимность вмиг сменилась общественным вниманием, прикованным к одной-единственной личности: удастся ли возвращение Джона Гальяно? Не потерял ли он связи со временем и соответствует ли духу времени его талант? Сможет ли еще дизайнер удивлять так, как делал в свои золотые годы?
Первая коллекция Гальяно для Margiela разочаровала многих, но многие при этом восприняли ее как прощание дизайнера со своим темным прошлым, своеобразным подведением итогов, расчищающим пространство для нового мощного старта. Этим стартом как раз и стала кутюрная коллекция, представленная сегодня в Париже.
Показ открыл Роан Лоуч, новая муза дизайнера, которого последний снял в недавнем межсезонном лукбуке Maison Margiela. Этот молодой человек — идеальное воплощение новой моды на гендерную амбивалентность, воцарившуюся сейчас на всех подиумах. Его Джон Гальяно заметил одним из первых (правда, на показе Алессандро Микеле для Gucci, так что «первооткрывателем» его в этом случае назвать точно не получится), и их сотрудничество уже стало весомым аргументом в пользу того, что современную ситуацию дизайнер по-прежнему понимает отлично, не отставая от пресловутого духа времени. Хотя первая коллекция убеждала как раз в обратном. На этот раз все иначе: отказавшись от клоунского макияжа и своей прежней театральной, карнавальной и ужасно несовременной эстетики, Гальяно ищет новые пути. При этом возвращаясь и к тому, с чего начинал в свои ранние годы, и к тому, что объединяет их с Мартином Марджелой — к модифицированному минимализму и деконструкции. Конечно, платье из одеяла в 2015 году вовсе не выглядит революционно. Платье из сетки тоже больше не производит (и никогда больше не произведет) никакого вау-эффекта. Стоит ли говорить о платье, похожем на снятую с подарка и беспорядочно скомканную оберточную бумагу? Их громкое требование «Обратите на меня внимание!» больше не работает. Мозаичные цветочные аппликации выглядят красиво, как и наряды с фактурными «пиксельными» вышивками, но эффектнее выглядят другие вещи, более лаконичные, лишенные отвлекающих внимание деталей — и без всего этого совершенно самодостаточные.