К 100-летию Октябрьской революции: с чего начиналась советская мода
От утопического проекта прозодежды до идеального платья СССР
В 1920-е годы в молодом большевистском государстве начался активный процесс самоидентификации. Мода как зеркало любых социальных и культурных перемен в период нэпа была на перепутье. С одной стороны, популярностью среди новых капиталистов пользовалась европейская мода, а с другой — как альтернативу буржуазной моде художники-конструктивисты пытались создать утопическую униформу для пролетариата будущего, которая сочетала бы в себе достижения советской промышленности и традиционных ремесел. В рамках работы над новой социалистической модой первые советские дизайнеры сначала пытались создать прозодежду, затем подружить европейский дизайн и народные ремесла, а впоследствии разработать одежду, которая стала бы символом достижений легкой промышленности. В преддверии юбилея Октябрьской революции мы вспоминаем дизайнеров, которые создавали моду молодого большевистского государства.
Варвара Степанова и Любовь Попова
Большевики отрицали западные ценности и культуру прошлого и ставили перед собой задачу сконструировать новую культурную реальность, в которой не было места дизайну прежних лет и гендерным различиям. Другими словами, большевичка должна была наравне с мужчиной строить социализм, а традиционный образ работницы не мог отвечать новому государству, стремящемуся в будущее. Это и способствовало появлению агендерной униформы, которая получила название «прозодежда». Дизайнеры взяли за основу крестьянский рабочий костюм и переосмыслили его в духе авангарда. Проект представлял женщину как рациональное создание без пола.
Прозодежда стала проектом двух художниц-конструктивисток — Варвары Степановы и Любови Поповой. По исследованиям Джурджи Бартлетт, автора книги Fashion East, изначально прозодежда была разработана для театра. В 1922 году Попова сделала костюмы для спектакля «Великодушный рогоносец», взяв за основу советский плакат «Буржуазии страх несем». В тот же год Степанова придумала одежду для спектакля «Смерть Тарелкина». Она пошла еще дальше и в манифесте «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда», опубликованном в журнале «ЛЕФ» в 1923 году, предложила использовать прозодежду в быту, сделать ее более индустриальной и комфортной для работы, а ее производство — прозрачным.
В 1923 году две художницы начали работать дизайнерами на Первой ситценабивной фабрике в Москве. Но опыт показал, что слияние искусства и производства, о котором так мечтали конструктивисты, на деле не работает: геометричные дизайны тяжело было переносить на поверхность ткани, а то, что все-таки удалось воплотить в жизнь, не продавалось. Поэтому прозодежда так и осталась утопическим проектом.
Александра Экстер
Постепенно мода в Советском Союзе начала набирать обороты — не без помощи нэпа. В стране возродилась частная собственность и предприятия, а полки магазинов снова наполнились благами из Европы, в том числе и модной одеждой. Левые конструктивисты были против, но их нереалистичные проекты не могли конкурировать с реальными возможностями промышленности.
Точку пересечения социализма и западной культуры представлял журнал «Ателье», ставший изданием модного салона «Ателье мод». В рамках своей редакционной политики он ставил задачу вернуть в СССР моду, которая стала бы симбиозом высокого мастерства и задач соцреализма. Идеологическим лидером этого движения стала художник и дизайнер театральных костюмов Александра Экстер. Она публиковала свои эскизы в журнале, ее знали в международном арт-сообществе еще до революции: она водила дружбу с Соней Делоне, Пикассо и Аполлинером и, как следствие, за вдохновением нередко обращалась к западной моде.
Проект Экстер был не таким радикальным, как прозодежда, — дизайны были в меру социалистическими, а идеология в них не превалировала над функциональностью. С одной стороны, Экстер вдохновлялась ар-деко: по собственным эскизам она создавала для клиенток ателье многослойные платья и наряды из парчи, атласа, меха и шелка. С другой, художница увлекалась кубизмом и авангардом, которые были по вкусу большевикам. В результате получались четко очерченные эскизы нарядов, напоминающие футуристичные костюмы из советского сай-фая «Аэлита».
Евгения Прибыльская
Другим видным дизайнером и художницей журнала «Ателье» была Евгения Прибыльская. Она стремилась примирить советскую идеологию и западную моду. Прибыльская была в некотором смысле новатором, и, если забегать вперед, уже в западную историю моды, можно сказать, что во многом она опередила свое время и русские коллекции. На страницах «Ателье» она предлагала новый фасон платья, который отсылал к этническому русскому костюму, но при этом в нем присутствовали актуальные тенденции западной моды. Народные мотивы нравились большевикам, которые были ярыми противниками западной роскоши, а на фоне экономических успехов нэпа ощущали гордость за все грани родной культуры.
Платья изобиловали вышивкой и орнаментом, которые, по мнению Прибыльской, несли не только декоративную функцию. В своей статье «Вышивка в настоящем производстве» она подчеркивала ее утилитарность — повышение качества низкосортной ткани за счет малых ресурсов. В процессе работы над одеждой художница напрямую сотрудничала с крестьянскими мастерами — отправляла в деревни все необходимые краски и материалы, а взамен получала рисунки. Будучи еще и коллекционером народного промысла с юных лет, дизайнер устраивала выставки русского народного искусства в Берлине и Лейпциге, а потом преподавала в университете.
Надежда Ламанова
В 1925 году «Ателье мод» перешло под управление номенклатуры, а потом и вовсе закрылось. В какой-то момент советское правительство вступило в ожесточенную борьбу с нэпманской модой и решило само заняться вопросом. Несмотря на то что средств на массовое производство качественной одежды не было, все равно была поставлена задача разработать символ социалистической моды.
Первым «правительственным кутюрье» стала Надежда Ламанова. До революции она была известным модельером, а ее салон был одним из самых популярных вплоть до революции. Лишившись своего бизнеса после октябрьских потрясений, она шила платья по заказам богатых клиентов и новых советских капиталистов, которые появились во времена нэпа. В это же время Ламанова научилась приспосабливаться к советским реалиям и так пришла к социалистической моде. По данным Джурджи Бартлетт, автора книги Fashion East, она возглавила «Мастерскую современного костюма» под правительственным контролем.
Ламанова разработала концепцию красивого социалистического платья, которое было абсолютно приспособлено к реальной жизни. Во многом это заключало в себе упрощенный вариант западного платья 20-х годов — удлиненный силуэт и новые веяния дизайна. С другой стороны, дизайн вполне отвечал номенклатурным ценностям и идеям конструктивизма и включал народные мотивы. Под покровительством наркома просвещения Луначарского Ламанова создавала эти образцы советской моды вручную в закрытых ателье, а потом они путешествовали по показам — как советским, так и зарубежным — как пример достижения советской промышленности.
Но эти платья были доступны единицам — их могли себе позволить только такие женщины, как Вера Холодная, Лиля Брик и Мария Ермолова (в платье Ламановой она, например, позирует на картине Серова). Идеальный социалистический костюм в итоге так и не поступил в производство: в отличие от западных кутюрье, которые пытались стать еще и коммерчески успешными, советские модельеры творили в рамках идеологического спектакля, которым мода СССР оставалась еще несколько десятков лет.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7