Цвет и форма осени 2012
От минимализма до дадаизма
Грядущий сезон станет торжеством цвета и формы, как завещал кутюрье Кристиан Диор еще в 1947 году, создав первое платье new look густого смольного цвета. В конце 40-х идею подхватил художник-иллюстратор Рене Грюо, рисуя платья haute couture точеных силуэтов и насыщенных, властных цветов: золотисто-красного, бархатистого зеленого, тяжелого серого. Так же, как и на иллюстрациях Грюо, в коллекциях сезона осень-зима 2012 мы заметили обязательность цвета, доминирующего во всем образе, и четкость формы, которая этот образ создает.
Черный Кристофа Лемэра в интерьерах Вильгельма Хаммершёя
В коллекции французского дизайнера Кристофа Лемэра преобладает глухой черный цвет, а в силуэте много острых, колких углов. Брюки-дудочки плюс прямые пальто с геометричным вырезом — фасон как "с чужого плеча" в сочетании с цветом отправляет нас к "интерьерам" датского художника-символиста Вильгельма Хаммершёя, на которых таким же образом объемное пространство и пустота заполнены острыми углами картин, дверей и оконных рам.
Коллекция Lanvin и цветы из работ голландских художников XVII века
Цвет в коллекции Haider Ackermann и элементы голландского натюрморта XVII века
Антиподом формулы "простой цвет + простая форма" Кристофа Лемэра стала коллекция Lanvin, сулящая пестрое осеннее многоцветие и закрытый, по-настоящему холодный фасон. Цвета — пыльные, словно разбавленные белой краской, с натюрмортов Яна Веермера и Питера Де Хоха. Форма — жесткая, скульптурная, четко прорисованная с помощью архитектурных деталей: баски, тугого ремня и воротника-стойки. Цвета голландских натюрмортов в этот раз появились в коллекции кудесника черного цвета Хайдера Акерманна: цвет спелой груши, сушеных розовых бутонов колумбийский дизайнер обрамил в удлиненный многослойный силуэт, который, несмотря на мягкие и плавные линии, вправе назваться архитектурным.
Calvin Klein и живопись Уилла Барнета
В коллекции Calvin Klein главенствуют классические черный и красный — в присущем марке практичном минимализме и совершенном аскетизме. Прямые линии пальто, юбок-колоколов и топов напоминают угольно-черные стволы деревьев из безымянной картины американца Уилла Барнета — словно неживые, без прожилок, листьев и пушистых крон. Точно так же Франциско Коста лишил коллекцию каких-либо декоративных элементов, построив ее целиком и полностью вокруг четко очерченных контуров и цвета.
Коллекция Comme des Garcons осень-зима 2012 и костюм дадаиста Хьюго Болла, 1916
А креативный директор марки Comme des Garcons Рей Кавакубо одела моделей в костюмы-декорации для школьного театра, словно склеенные из листов поделочного картона. Подходящие стихи на этот счет есть у Натальи Медведевой: "В швейцарском городе Цюрихе жил Владимир Ильич Ленин / Маялся средь заснеженной кукольной декорации..." Та самая "кукольная декорация" — художественное, политическое и философское молодежное движение, основавшее цюрихское "Кабаре Вольтер" в начале XX века и поселившееся там. Основателя движения звали Хьюго Боллом, и знали его благодаря неизменному костюму из брюк-трубочек из блестящего картона, жесткого платья-пальто, мантии, так держащей форму, что она, кажется, была сделана из стального листа, и блестящего цилиндрического колпака-короны. Те же "коконы" — в коллекции Comme des Garcons, так же, как у Хьюго Болла, охваченные одним цветом: бледно-розовым, нежно-лиловым, классическим красным и синим-"электриком". Вот так сезон осень-зима 2012 объединил в себе все цвета и формы: от монохромного минимализма до пестрого дадаизма. И кто бы теперь мог подумать, что вдохновение мы искали в силуэте new look?
Ломаный черный у Christophe Lemaire
Тони Гаррн в сентябрьском Harper's Bazaar USA 2012
Lanvin осень-зима 2012
Платье из коллекции Calvin Klein осень-зима 2012
Calvin Klein Collection
Hermès
Эрвин Блюменфельд, Revolving, 1950
Платья Dior, Balenciaga и Lafaurie, 1950
Однотонные платья из джерси, 1956
Эвелин Трипп в костюме Sacony и шляпке Adolfo of Emme, 1955
Платья Christian Dior в иллюстрациях Рене Грюо
Коллажи: Дуня Захарова
Текст: Екатерина Ухлинова