Цифровые коллекции и лукбуки в Zoom. Сможет ли виртуальный мир моды заменить нам физический?
Во время пандемии индустрия моды стремительно сбежала в онлайн — и открыла для себя такие возможности, о которых не подозревала раньше. Оказалось, в интернете можно проводить презентации, профессиональные форумы, недели моды и делать съемки. Может ли виртуальное пространство полностью поглотить моду и одежду? Как привыкнуть к онлайн-показам и цифровым коллекциям? И нужно ли? Со всеми этими вопросами мы обратились к экспертам индустрии.
Алиона Пол x Fakoshima
Светлана Тегин
Дизайнер марки Tegin
В интернете хорошо продается яркая динамичная картинка, вызывающая приятные эмоции. С ее помощью можно показать пластику, текстуру и вариативность стилей, но совершенно невозможно передать ощущения. Я столкнулась с этой проблемой, поскольку Tegin специализируется на кашемире. При всей его элитарности это самый сложный материал для рекламной съемки. Он не блестит, не держит форму, у него ноль эффектности. Остается только описывать его свойства и объяснять, в чем состоит уникальность и из чего складывается высокая цена.
Возможно, скоро появятся новые разработки, позволяющие пересылать ощущения. Ты получаешь ссылку и надеваешь прибор, который воздействует на нейроны мозга, вызывая ощущение нежности от прикосновения кашемира или чувство тепла и комфорта кашемирового свитера. По моему опыту, байеры закупают те бренды, в которые верят, либо те, в которые влюбляются. Не представляю, как можно влюбиться в бренд по одной лишь картинке. Байер обращает внимание на качество материала и посадку, смотрит изнанку вещей и знакомится с дизайнером, проникается его миром и идеей — и только после этого делает заказ.
В изоляции мы не смогли сделать запланированную съемку Tegin на природе. Поэтому провели эксперимент и сняли новую коллекцию в цифровом пространстве. Очень интересно, что у нас получится.
Константин Шиляев
Основатель марки Fakoshima
Будущее у цифровых оболочек будет — и очень яркое. Все технологические тренды разгоняются и только усилятся после карантина. В данный момент цифровую одежду можно примерить и получить статичный фотореалистичный рендер от дизайнера. Динамика и трекинг всего тела — вопрос времени. В основном виртуальная одежда продается в видеоиграх, и поэтому внимание модных брендов устремлено на игровую индустрию. Нас ждут новые интеграции и коллаборации.
Цифровым инфлюенсерам все сложнее будет удерживать внимание, так как их количество растет. Будут играть роль платформы, контент и способы его подачи. Важны будут и личность художника, который оцифровывает себя и свои идеи, и имидж дизайн-студий и агентств, которые стоят за созданием персонажей. Главное преимущество в том, что воплотить можно практически любой сюжет и антураж, причем дистанционно. Конечно, здорово встречаться и обсуждать идеи, но все можно сделать онлайн. Так сложилось уже несколько коллабораций Fakoshima c медиахудожниками.
Что касается отображения моего продукта — очков — в интернете, то фото, видео и 3D в полной мере могут передать, как выглядят материалы. Единственное, что сложно показать, — это свойства линз и то, как глаз видит через них. Например, поляризованные линзы из коллекции High Line окрашивают и затемняют отраженный солнечный свет. Хотя в инстаграме уже есть фильтры, которые имитируют цветные и инфракрасные линзы.
Игорь Андреев
Стилист и дизайнер марки Vereja
Недели моды ведь уже и так работали в режиме онлайн: можно было посмотреть в прямом эфире трансляции практически каждого большого показа. Но, чтобы сделать само шоу, нужны зрители: ничто не заменит энергию живой толпы. Социализация очень многое значит для человека, и зачастую люди ездят на показ и наряжаются туда, как сумасшедшие, просто потому, что вокруг все свои. Ведь прийти в платье из металла, диких кроссовках и арт-макияже в магазин — это совсем другое.
Виртуальная одежда может пользоваться популярностью в фильмах, видеороликах и визуальном искусстве, но насчет реальной жизни я не уверен. Так теряется момент уникальности, а вместе с ней и притягательность бренда. Думаю, следующий заметный шаг в диджитал-моде сделает тот, кто предложит что-то простое, но в то же время сложное: например, в жизни на тебе джинсы и футболка, а если навести на тебя телефон, на картинке ты будешь в кутюрном платье, которое будет идеально сидеть, создавая полное ощущение реальности.
Мой бренд Vereja только начинает заявлять о себе. В апреле должен был состояться показ новой коллекции и моя персональная выставка, где можно было бы посмотреть вещи, купить или сделать заказ. Этого не произошло, и я продолжаю работать над коллекцией с надеждой, что презентация состоится позднее. Но выстрелить в этом году в Европе не получится — байеры не будут заказывать вещи незнакомой марки, которые они никогда не видели вживую.
Настя Климова
Создатель и дизайнер марки Omut
Когда цифровой инфлюенсер Лил Микела появилась в платье Omut, эффект был не меньше, чем от сотрудничества с реальными селебрити. Индустрия нуждается в новых лицах, условных Белле и Кендалл, только нарисованных. При этом маловероятно, что диджитал-модели заменят реальных — скорее будут сосуществовать вместе, как мультипликация и кинематограф.
В онлайне важнее не то, как и из чего сделан продукт, а как вещь выглядит и какая история построена вокруг бренда. Это вносит коррективы в дизайн: вещи должны хорошо садиться без примерки на разные фигуры, чтобы сократить количество возвратов. В нашей марке значительная доля продаж приходится на интернет-магазин, поэтому, разрабатывая коллекции, я сразу представляю их не на рейле в магазине, а на фотографиях лукбука и в коробке, которую вручит курьер покупателю. Мне нравится работать над картинкой и подачей, но в интернете теряется эмоциональный контакт — та самая магия, когда примеряешь наряд и понимаешь, что не хочешь с ним расставаться.
Главное преимущество презентации в виртуальном пространстве — возможность визуализировать все смыслы, которые закладываешь в дизайн. Сейчас это имеет решающее значение, поскольку рынок пресыщен и люди не нуждаются в очередной футболке, они хотят покупать идеи, истории, принадлежность к определенной группе. Это можно рассказывать через фэшн-показы, корнеры в универмагах, собственные магазины — но это требует серьезных бюджетов. Тогда как онлайн гораздо более демократичен. Можно освоить несколько программ и сделать мощную презентацию, не отходя от лэптопа, — главное, чтобы было что рассказать.
Регина Турбина
Дизайнер виртуальной одежды
Люди ищут новые форматы самовыражения, а одежда всегда этому помогала. Цифровая одежда может быть яркой, необычной, сделанной из самых фантастических материалов, при этом человек может «примерить» ее в привычной среде, на улице или дома, и на фотографии ее нельзя будет отличить от настоящей. Многие видят в этом какую-то магию, и это приятные эмоции. Это такой же чувственный опыт без материального подтверждения, как, например, поход в кино или театр. Поэтому меня не удивляет, что люди покупают виртуальные образы. В то же время мир без физической одежды тоже невозможно представить. Мне кажется, цифровая и живая мода отлично дополняют друг друга.
Моя марка участвовала в неделе моды, которая проходила онлайн. В условиях карантина дизайнеры смогли показать свои коллекции, о них написали медиа, то есть диалог с аудиторией не прерывался. И это новый интересный формат, но все же личное общение ничем не заменить.
Будущее мы видим киберсветлым. Сейчас команда Malivar.io получает в несколько раз больше предложений и заказов, чем до карантина. Раньше ко мне обращались небольшие молодежные бренды, которым близки эксперименты и тема будущего, но сейчас многое изменилось: мы сотрудничали с брендом Александра Терехова и делали коллаборацию с AliExpress. С моим любимым брендом оптики Fakoshima мы запустили цифровой проект, вообще не соприкасаясь с физическим миром.
Алиона Пол x Fakoshima
Мы получаем много заказов на оцифровку одежды, которая уже существует. Люди пытаются тащить в цифровую среду что-то из реальности, но зачем? Цифровая одежда — это контент, самовыражение, маска. Сейчас мы с командой работаем над технологией, которая позволит примерять цифровую одежду на любое фото или видео. Это должно здорово упростить процесс онлайн-шопинга, способствовать развитию цифровой моды и осознанного потребления. Вы не представляете, сколько сил и времени уходит, чтобы цифровую одежду надеть на человека вручную, с помощью программных инструментов.
В будущем я представляю себе цифровые аксессуары, которые по-настоящему видны только через камеру смартфона или тех же AR-очков. Представьте — хрупкая девушка цепляет на сумкуAR-брелок, который в виде цифрового Кинг-Конга размером с небоскреб идет рядом с ней в виртуальной реальности.
Людмила Норсоян
Дизайнер трикотажных коллекций, основатель школы Fashion Factory
Я с удовольствием посмотрела неделю моды в онлайн-формате: бренды сжато и эффектно представили свои коллекции, капсулы, идеи. А уж как сэкономила время и ресурсы такая форма презентаций и участникам, и организаторам, и зрителям!
Виртуальный дизайн давно стал инструментом разработки модных коллекций. Специальные дизайн-станции на роботизированных производствах служат для того, чтобы представить идею продукта максимально реалистично. По эскизу и техническому рисунку программа моделирует изделие и «надевает» его на виртуальную модель. Получается цифровой лукбук коллекции, который отправляется байерам, а те заказывают производству уже реальный продукт в нужных цветах и размерах. Экономическая и экологическая выгода налицо.
И есть покупатель, которому интересна виртуальная одежда. Он привык быть центром внимания во вселенной социальных сетей, в том числе благодаря модным обновкам. И он не желает тратиться на одежду, которую использует пару раз для броских фото. Виртуальная мода становится для него и новым развлечением, и возможностью удовлетворить сиюминутные желания, и примером социальной ответственности, поскольку производство цифровой одежды не наносит масштабного ущерба окружающей среде.
Лил Микела и ее цифровые подруги доказали свою состоятельность: они ведут социальные сети, коммуницируют с реальными людьми, высказывают собственное мнение, рекламируют услуги и товары. Они интересны рынку и выгодны инвесторам, разработчикам, рекламодателям. Программы и приложения с удобным интерфейсом «в два клика», связывающие создателя и покупателя моды в единое развлекательно-информационное пространство, — за ними будущее. Дизайнерам придется научиться с ними работать. Журналистам, кстати, тоже.
Лил Микела в Paco Rabanne
Александр Шумский
Президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia
MBFWR проводит прямые трансляции с 2012 года, мы даже пробовали трансляции в 3D, но их аудитория была небольшой, а ресурсов они требовали немалых. Мы экспериментировали с виртуальной реальностью, сняли документальный фильм в формате VR для Google Cardboard, и он получил премию на фестивале в Лас-Вегасе в 2015 году. Чуть позже запустили приложение MBFW VR в AppStore — его до сих пор можно скачать, чтобы посмотреть и сам фильм, и первые в мире VR-лукбуки российских дизайнеров.
В этом сезоне полный переход в интернет стал вынужденной мерой. Мы провели виртуальную Неделю моды на платформе Aizel.ru и еще 103 российских и зарубежных сайтах, а воркшопы и семинары — в TikTok. 830 тысяч зрителей за три дня стримов — это рекорд в нашей практике. Конечно, каждый дизайнер мог бы выложить лукбук или видео на своей странице в инстаграме, но вряд ли это дало такой же эффект, который получает неделя моды, даже существующая исключительно онлайн: общее расписание всегда выигрывает по сравнению с разрозненными событиями.
MBFW VR
Онлайн-презентация не заменит собой физический показ, по крайней мере, на данном этапе развития технологий. Инсталляции, мерчандайзинг, дизайн магазинов — это все то, что формирует бренды, от Nike до Prada. Плюс контроль продаж. Закройте физические магазины, и бренды потеряют значительную часть своей стоимости и привлекательности, поэтому магазины, пусть и не все, вернутся к работе после пандемии. Вернутся и показы — их значение даже вырастет, потому что по экономическим причинам их будет меньше. Для брендов важна атмосфера, которая является частью их идентичности. А клиентам и журналистам важно увидеть вещь в действии. Но все это не отменяет виртуальной активности, и не надо сравнивать одно с другим — виртуальное и реальное, взаимодействуя, дают максимальный эффект.
С союзом русских байеров мы запустили онлайн-проект Pop-Up Zoom. По сути, это цифровой шоурум: дизайнеры представляют байерам новые коллекции, рассказывают о материалах, ценах, отвечают на вопросы. Это профессиональный нетворкинг, благодаря которому дизайнеры налаживают контакт с магазинами. Все сейчас сидят дома, поэтому формат таких онлайн-встреч абсолютно не затратный и бесплатный для всех участников. Но, как и с неделей моды, интернет не сможет заменить физические шоурумы. Pop-Up Zoom — это не моментальные заказы, а первый шаг им навстречу.