Детеныш дракона, пять щенков и еще 15 способов привлечь внимание к показу
В какой момент мы забываем про одежду и начинаем обсуждать сет-дизайн и гостей в первом ряду
Уэс Андерсон и Билл Мюррей на показе Prada. Катрин Денев и Джейн Биркин в первом ряду Saint Laurent. Пять щенков в руках моделей на подиуме Tod's. Две отрубленные головы у Gucci. Модели станцевали под Vogue Мадонны на шоу Thom Browne — Анна Винтур улыбалась. Chanel построил гигантский лес. Кайя Гербер взорвала Paris Fashion Week, а Кендалл Дженнер — пропустила. Список инфоповодов прошедших недель моды можно продолжать еще долго. За увлекательным просмотром гостей первого ряда, подсчетом щенков, выходов Кайи и сестер Хадид и умилением перед детенышем дракона все как-то позабыли, что мода — это вообще-то про одежду.
Мы внезапно оказались в мире, где декорации и front row после показов обсуждают в разы активнее, чем сами коллекции. А чтобы уловить в этом информационном потоке хоть что-нибудь о самих вещах, приходится сильно напрячься.
Как это произошло? Еще в начале восьмидесятых, кроме одежды, на показах обсуждать было в общем-то и нечего. Шоу проходили по классическому сценарию: часто в тишине, в набитом только профессиональной публикой зале и c дефилирующими моделями. Не было ни музыки, написанной специально для показа, ни спецэффектов, ни узнаваемых селебрити (если это было не шоу Yves Saint Laurent). В середине восьмидесятых дизайнеры начинают экспериментировать с новыми форматами, в девяностых Джанни Версаче и Джон Гальяно показывают, какими энергичными могут быть фэшн-шоу. В двухтысячных front row постепенно занимают селебрити, а показы, особенно у Александра Маккуина, представляют собой завораживающие спектакли. Как писала критик Сара Мауэр, еще никому, кроме Маккуина, не удавалось обеспечить одновременно такое качество шоу и самой коллекции. С момента публикации этой рецензии прошло 12 лет, но ничего не поменялось.
Что мы увидели на прошедших неделях моды? Заклеенные феминистскими лозунгами стены на шоу Dior, гору в граффити у Balenciaga, Cardi B под боком у Анны Винтур, робота, который выходит на подиум за руку с Ириной Шейк, горы попкорна и лес посреди Гран-Пале. Хорошо, что во всем этом антураже, будто созданном специально для инстаграма, находится место простым, но трогательным шоу с достойными коллекциями. Именно за это нам так симпатичны Марк Джейкобс, который может провести показ в полной тишине.
Или Дрис Ван Нотен, отправляющий редакторам приглашения, написанные от руки на обычной картонке. По завершении недель моды мы составили хронологический справочник с 15 способами привлечь внимание публики: как это делали тогда и как это делают сегодня.
Способ 1
Сделать показ не для профессиональной публики, а для всех и отправить в полет Пэт Кливленд в образе Девы Марии
Говорить о так называемых instagrammable-моментах на модных показах можно начиная с восьмидесятых годов. Первым, кто пошел против принятого формата дефиле, стал Тьерри Мюглер. В 1984 году его бренд отмечал десятилетие, и отпраздновать день рождения дизайнер решил с размахом. Он придумал организовать шоу на гигантской арене «Зенит». Попасть на показ мог любой желающий, купивший билет за 26 долларов. Если сегодня можно легко приобрести проходку почти на любое шоу Нью-Йоркской недели моды, то в середине 1980-х это был случай беспрецедентный. На этом новаторство дизайнера не закончилось: в финале шоу легендарная Пэт Кливленд в образе Девы Марии спустилась, как акробат, с потолка.
Способ 2
Провести шоу на детской площадке и посадить в первый ряд не редакторов, а детей
В 1989 году Мартин Маржела показал свою третью по счету коллекцию на детской площадке криминального Двадцатого округа Парижа. Как вспоминает Пьер Ружье, работавший тогда в команде бренда, администрация района не могла принять деньги за аренду детской площадки: ее просто-напросто нельзя было использовать для сторонних целей. Но Маржела и его правая рука Дженни Майерс придумали выход: они устраивают показ, а на выходных в знак благодарности везут детишек за город. Кроме того во время шоу детям разрешалось делать все что хочется — все-таки это их территория. Они заняли front row, с удивлением смотрели на дефилирующих моделей, выбегали на обустроенный подиум и дурачились. Таких искренних, лишенного всякого снобства показов мода того времени еще не знала.
Способ 3
Попросить главных супермоделей 1990-х спеть Freedom Майкла Джорджа прямо на подиуме
Кристи Тарлингтон, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Линда Евангелиста вышли на финал показа Versace осень-зима 1992, подпевая хиту Джорджа Майкла. Прием с супермоделями 1990-х безоговорочно работает и по сей день. Это доказала нам Донателла Версаче в прошлом сезоне.
Способ 4
Провести шоу в двух локациях в одно и то же время
Мы говорим про еще один показ Maison Martin Margiela — сезона весна-лето 1991. Дизайнер провел его в двух концах кладбища Монмартр в одно и то же время, 20:30. Коллекция и приглашения также были поделены на две части: белые и черные. Как вспоминают свидетели, гостей разворачивали, если они приходили с белым приглашением на черный показ. Правило не распространялось разве что на Рей Кавакубо.
Способ 5
Переодеть Кейт Мосс в русскую принцессу, бежавшую от большевиков
В таймлайн instagrammable-показов можно включить практически любое шоу Джона Гальяно девяностых и нулевых. Мы выбираем коллекцию «Принцесса Лукреция» сезона весна-лето 1994, когда Кейт Мосс изображала эту самую принцессу, бежавшую от российских большевиков. Разумеется, в кринолинах. Где был инстаграм, когда он был так нужен?
Способ 6
Выпустить на подиум двух роботов, которые обольют краской белоснежное платье, устроить из показа танцевальный конкурс, шахматный турнир или психбольницу
Славу мастера перформанса Александр Маккуин снискал на своем дебютном шоу Taxi Driver в 1993 году. Говорили, что дизайнеру всегда было немного жаль вымотанных плотным расписанием редакторов, поэтому он показывал им не классическое дефиле, а театр. На его шоу модели в исламской одежде летали над подиумом (весна-лето 2000), а Кейт Мосс появлялась в виде голограммы (осень-зима 2006). Показы Маккуина напоминали то танцевальный конкурс, то шахматный турнир, то психбольницу. А еще дизайнер первым вывел на подиум роботов. На показе весна-лето 1999 они раскрасили черной и желтой красками белоснежное платье: зрелище, которое даже в записи на YouTube выглядит более захватывающе, чем гигантская ракета Chanel почти двадцать лет спустя. Гости не знали, чего ждать от Маккуина; по словам его подруги Элис Смит, из-за такой загадочности перед шоу она могла чувствовать себя в опасности. Несмотря на драматизм своих показов, дизайнер никогда не ставил одежду на второе место.
Способ 7
Устроить ужин на 500 человек, а после превратить обеденный стол в подиум
В 2004 году Дрис Ван Нотен готовился к пятидесятому показу с момента основания бренда. Вместе с Этьеном Руссо, продюсером и другом, дизайнер придумал устроить ужин за 150-метровым столом. После десерта стол превратился в подиум. Кстати, Дрис Ван Нотен в принципе может считаться фэшн-феноменом, о чем мы не так давно рассказывали.
Способ 8
Превратить площадку для шоу в техасское ранчо, брассерию, казино, площадь для митинга, лес, построить гигантский твидовый жакет, водопад в натуральную величину и запустить ракету
Безоговорочно действенный прием, к которому каждый год обращается Chanel. Бонус в том, что даже если коллекция получится откровенно скучной, медиа все равно напишут, какими прекрасными были декорации.
Способ 9
Возвести стены из живых цветов
Этот прием Раф Симонс использовал дважды: для своих первой и последней коллекций для Dior. Во втором случае пространство для шоу было украшено 400 тысячами дельфиниумов, которые, по словам дизайнера, олицетворяли женственность, хрупкость и чувствительность.
Способ 10
Устроить танцы
Вспомните шоу Alexander McQueen весна-лето 2004, который больше напоминал танцевальный конкурс, показ Жан-Поля Готье осень-зима 2007, где любимица дизайнера Коко Роша отплясывает ирландскую чечетку, степ танцовщиц Рика Оуэнса или почти ритуальные танцы моделей на шоу Stella McCartney.
Способ 11
Открыть показ выходом Бена Стиллера и Оуэна Уилсона
Шоу Valentino осень-зима 2016 открыли актеры главных ролей американской комедии «Образцовый самец». На показе Бен Стиллер и Оуэн Уилсон процитировали свои эпичные образы супермоделей, которые спасают мир. Десять секунд проходки, и первые полосы инстаграма обеспечены. Говоря о голливудских актерах на подиуме, к месту будет вспомнить и показ мужской коллекции Prada осень-зима 2012, на котором дефилировали Эдриан Броуди, Гэри Олдман, Тим Рот и Уиллем Дефо.
Способ 12
Вывести на подиум моделей с головами птиц
Или с головами собак. Или единорога. Или мужчин в костюмах размером с шкаф. Все это мы видели на шоу Thom Browne. Правда, этот антураж оставался только в фотохрониках. На следующий день в шоу-руме дизайнера висят лаконичные серые костюмы, за что Брауна и любят.
Способ 13
Провести шоу в полной тишине
Марк Джейкобс знает об антураже немало: вспомнить хотя бы его прощальное шоу для Louis Vuitton или сет-дизайн показа осень-зима 2013. При этом Джейкобс — один из немногих дизайнеров, кто может позволить себе отказаться от пышных декораций и оказаться только в выигрыше. Показ коллекции осень-зима 2017 Джейкобс провел прямо в полной тишине, которую нарушали разве что звуки сигналов проезжающих машин (при этом коллекция была посвящена хип-хопу). Шоу весна-лето 2018 также прошло в тишине.
Способ 14
Посадить Диту фон Тиз в гигантский бокал для мартини, взорвать машину, выпустить на подиум робота и устроить рэп-концерт с симфоническим оркестром
Желающих посмотреть на шоу Филиппа Плейна обычно собирается целый стадион. При этом за самим перформансом, выступлениями Риты Оры и Лила Уэйна и бьющим все рекорды по селебрити front row наблюдать занимательнее, чем за самими показами. Что это — неправильно расставленные акценты или, наоборот, продуманный маркетинговый ход? В любом случае Плейн так приучил нас к своим безумным шоу, что, решись он провести классическое дефиле, мы подумаем, что это связано с финансовыми проблемами марки.
Способ 15
Выпустить на подиум моделей с точными копиями своих голов в руках
Это уже высший пилотаж — когда показываешь на подиуме то, что зрители меньше всего ожидают увидеть. Например, отрубленные головы и детеныша дракона, как на последнем шоу Gucci. Сотни перепостов и десятки мемов гарантированы — а что еще нужно самому любимому бренду поколения Z?
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7