Поиск

Дизайнер Джо Понти: от кофеварки до небоскреба

Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7

Дизайнер Джо Понти: от кофеварки до небоскреба (фото 1)

Говоря о Джо Понти (полное имя — Джованни Понти), очень хочется обратиться к определению "ренессансная личность" — гениальность и энциклопедичность познаний и дарований, которые она подразумевает, были свойственны ему в полной мере. Джо Понти родился в Милане в 1891 году. Дедушка итальянского дизайна и архитектуры ХХ века, он был еще и талантливым графиком, художником театра и кино, керамистом, живописцем-монументалистом. За свою многолетнюю карьеру ему довелось проектировать все — от кофеварок и вилок до небоскребов и электропоездов. Кроме того, он выступил как талантливый издатель — в 1928 году Понти основал журнал Domus — один из первых архитектурных журналов в мире — и был его главным редактором до 1941 года, а также с 1948 года и до своей смерти в 1979 году.

Дизайнер Джо Понти: от кофеварки до небоскреба (фото 2)

В 1941-1947 годах Понти работал над журналом Stile, а с 1936 по 1961 год читал лекции по архитектуре в миланском Политехническом институте, выпускником которого являлся сам. Понти спроектировал небоскреб Pirelli, самый высокий в Милане, 127 метров, а также множество частных вилл. В 1933 году великий архитектор разработал проект стальной башни Littoria del Parco Sempione, которая должна была превзойти Эйфелеву, но, по приказу Муссолини, ее строительство было законсервировано на высоте 108 метров. В 1970-71 годах Понти разработал проект Музея искусств в Денвере (США). Он работал с фарфором компании Richard Ginori, проектировал мебель для Cassini, раковины и унитазы, кофеварки для Krupp, серебряные столовые приборы для Cristofle, мебельный текстиль и  пишущие машинки. 

Дизайнер Джо Понти: от кофеварки до небоскреба (фото 3)

Основной для творчества Понти во всех прикладных сферах дизайна была концепция "суперискусства", которое, по его представлениям, должно было объединять все виды человеческой деятельности (в том числе пластического искусства) в создании искусственной окружающей "среды обитания" человека. Он предпочитал простые геометрические формы, дорогие материалы, безупречное качество исполнения, функциональность — в этом Понти был прямым наследником художников ар-нуво, особенно его венских представителей, став законодателем "новеченто", итальянской версии этого большого направления.

Понти всегда интересовало создание красивых, искусно сделанных предметов, которые должны были жить долго и переживать своих хозяев — именно поэтому он так ценил и постоянно обращался к традициям ручного ремесленного производства, столь развитого в Италии. В поисках стиля, представляющего новую буржуазию, мастер внес основополагающий вклад в область индустриального дизайна — огромное количество привычных нам предметов имеют свой сегодняшний облик именно благодаря ему. И, конечно, именно на базе идей, воплощенных Понти, впоследствии сформировалось то, что мы сегодня называем итальянским дизайном. 

Дизайнер Джо Понти: от кофеварки до небоскреба (фото 4)

Роль Понти в развитии мебельного дизайна также трудно переоценить — его работы всегда отличали техническая и эксплуатационная экономичность и своеобразная лаконичная элегантность. Убедиться в этом еще раз можно, познакомившись с коллекцией мебели, выпущенной недавно итальянской компанией Molteni в сотрудничестве с сыном и вдовой Джо Понти, которым принадлежит часть его архивов. Коллекция включает переиздание мебели и предметов интерьера, спроектированных Понти в период между 1935-м и началом 50-х годов, в том числе подлинные шедевры мебельного дизайна. Например, графичный круглый кофейный столик, основание которого составляет своеобразная "сетка" из металлических реек. Расписанные вручную черной, серой, бордовой и коричневой краской, они создают оптический эффект единой поверхности. Или стул Montecatini из полированного алюминия.

Дизайнер Джо Понти: от кофеварки до небоскреба (фото 5)

Ковер, созданный Понти в 1954 году, в буквальном смысле составлен из кусочков кожи разной формы и цвета — этот предмет ярко иллюстрирует приверженность Понти геометрическим формам и структурам. А кресло, созданное маэстро для собственной квартиры на Via Dezza в Милане, можно отнести к самым элегантным произведениям мебельного дизайна XX века: контрастное сочетание белой и темно-синей кожи выглядит неожиданно гармонично благодаря "соединяющему" элементу — ножкам и ручкам из матового золотого металла. В коллекцию включены также несколько вариантов кресла с текстильной обивкой — воссозданные по архивным эскизам ткани c абстрактным рисунком и с геометрическим мотивом на металлизированной основе, были разработаны Понти в 50-х годах прошлого столетия для знаменитого венецианского производителя мебельного текстиля Rubelli.

Дизайнер Джо Понти: от кофеварки до небоскреба (фото 6)

Эта эксклюзивная коллекция, которая просто не может оставить равнодушными поклонников традиционного итальянского дизайна, стала частью большой инициативы, призванной возродить интерес публики к творчеству Джо Понти. Помимо переиздания мебельных раритетов,  спроектированных  великим итальянцем, в апреле 2012 года начался масштабный проект под названием Vivere alla Ponti, которое можно перевести как "Жизнь в стиле Понти". Он включал в себя выставки, инсталляции подлинных интерьеров, разработанных Понти в разные годы, тематические лекции и конференции, прошедшие под эгидой Лондонского фестиваля дизайна, Венецианской архитектурной биеннале, Миланского фестиваля архитектуры и других мероприятий. Посетив недавно и Москву в рамках выставки Italian Excellence Today, экспозиция завершится в ноябре в Палермо. Те, кому не посчастливилось посетить выставку в Москве и кто не сможет добраться до Сицилии, могут получить представление об экспозиции, посмотрев видео на YouTube — правда, только на итальянском языке. Но не стоит откладывать встречу с уникальным  и неповторимым Джо Понти до следующей подобной акции. Ведь без его работ представить современность европейского дизайна не то чтобы трудно. Просто невозможно. 

Текст: Илектра Канестри