Бренд Lexus объявил итоги конкурса Lexus Design Award
Четкая простота
Участие японского автомобильного бренда премиум-класса в миланской Неделе дизайна стало традиционным. С 2005 года разные дизайнеры проектировали невероятно эффектные инсталляции, пытаясь визуализировать категории, существенные для понимания эстетики Lexus.
В числе звезд, в разные годы сотрудничавших с брендом, в этом проекте оказались Оки Сато (Nendo), Кадзуо Седзима, Юнья Ишигами, Токудзин Йосиока, Су Фудзимото и многие другие. Все они так или иначе трактовали базовое для философии бренда понятие L-finessе, в котором объединены три принципа: "четкая простота", "способность предугадать желания" и "интригующая элегантность". Два года назад был учрежден конкурс для молодых дизайнеров, участие в котором уже сейчас считается перспективным для начинающих профи.
Британский критик (директор лондонского Музея дизайна с 2001 по 2006 годы) Элис Ростхорн, член жюри Lexus Design Award, подчеркивает специфику состязания: "Для участников это уникальная возможность заявить о себе практически на весь мир. У конкурса потрясающая география. Конечно, критики и кураторы стараются знакомиться с дипломными работами студентов, но, как правило, мы посещаем ведущие вузы вроде Королевского колледжа искусств или Академии дизайна в Эйндховене. Но тут мы видим блестящие идеи вчерашних выпускников из Вьетнама, Индии, Тайваня, Перу".
Элис отмечает и великолепную менторскую работу с лауреатами конкурса. В его жюри входят звезды вроде японского архитектора, притцкеровского лауреата Тойо Ито, куратора выставок дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке, а также великолепная и очень авангардно мыслящая Паола Антонелли, главный редактор популярного сайта о дизайне DesignBoom Бриджит Ломан, президент Lexus International Токуо Фукуичи.
Темой состязания 2014 года стала Сuriosity — "Любознательность". Двенадцать проектов исключительно разнообразны по темам и функционально. Например, франко-испанское бюро Skipping Rocks Lab придумало Ohoo! — технологию герметичной упаковки воды в домашних условиях. Англичанин Джеймс Фокс разработал оригинальную систему крепления, которая позволяет из стволов деревьев быстро собрать дом. Перуанец и итальянка из Group alDith предложили абсолютно футуристичный проигрыватель для виниловых пластинок — диск, на котором лежит пластинка, парит в воздухе.
Менторами конкурса в этом году выступили архитектор Артур Хуань и специалист в области дизайна игр Робин Хюнике. Предполагалось, что тема "Любознательность" спровоцирует большое число игрового дизайна. В итоге получилось два проекта. Dicecover — работа американского дизайнера Мансура Орасаны. Интерактивный планшет с картой мира и кубик с разноцветными сторонами, который кидается на планшет, и в зависимости от того, какого цвета окажется сторона сверху, играющий получает информацию о том месте на карте, куда попал кубик. Например, голубой цвет — на карте высветятся все сведения о климате региона, розовый — играющий получит все достопримечательности и культурные ценности места и так далее.
Joy Carpet — предложение от тайваньского дизайнера Мэн Лин Ян. Девушка наблюдала за полугодовалой племянницей, ползающей по ковру, и в результате придумала развивающий и развлекающий ковер со звуками и цветом. Десять проектов представлены на планшетах, и два, согласно условиям конкурса, уже реализованы. Домик из стволов и палок, связанных креплениями, Macian Джеймса Фокса (ментор Артур Хуань) и стеклянные переливающиеся шары-светильники немца Себастиана Шерера (ментор Робин Хюнике).
Эксперты отмечают высокую культуру организации взаимодействия дизайнера и его наставника. Сам опыт реализации продукта под руководством опытного профи —важный бонус для победителей. Конечно, праздник дизайна поддержан эффектными инсталляциями. В этом году тему Amazing in Motion разыграли три дизайнера. Итальянец Фабио Новембре придумал We Dance, динамическое устройство Transform показал коллектив при легендарном Технологическом институте Массачусетса Tangible Media Group под руководством профессора Хироши Ишии.
Наиболее концептуальной, эмоционально острой и зрелищной получилась инсталляция молодой японки Нао Тамура. Ее фантастическое видение Interconnection гипнотизирует и собирает сознание. "Конечно, я размышляла о движении как таковом, — говорит дизайнер. — Но мне хотелось соткать более сложный образ. В Японии мы пережили непостижимое, разрушительное землетрясение, многие жизни оборвались в момент, целые районы снесены стихией с лица земли. Я размышляла о том, как хрупок человек перед лицом стихии и как чутко, несмотря на прогресс и стремительное развитие новых технологий, мы должны прислушиваться к природе. Мы вынуждены двигаться и балансировать одновременно".
Действительно, 90 голубых пластиковых дисков удерживаются в равновесии тонкими металлическими струнами. Они отбрасывают на пол тень листвы, а на стенах имитируют блики солнца на поверхности воды. Юрий Катаев, начальник департамента продаж Lexus: "Бренд Lexus становится более эмоциональным, и мы делаем это намеренно. Все больше молодых клиентов проявляют интерес к нашим автомобилям. Нам важно поддерживать статус в качестве трендсеттера, бренда, который устанавливает новые стандарты прогрессивного дизайна. Именно поэтому предпремьерный показ совершенно новой модели NX мы провели в рамках миланской Недели дизайна".