Поиск

Суперсложные часы на SIHH-2013

Суперсложные часы на SIHH-2013

648 деталей и 2 миллиона евро

Текст: Елена Стафьева

Если те часы, о которых шла речь в предыдущем тексте, созданы для нормальных людей, то те, о которых пойдет речь сейчас, — для настоящих маньяков. Они не носят часы каждый день, не дарят их на дни рождения детям и внукам, а хранят в специальных кейсах или банковских ячейках. Иными словами, они тратят деньги на суперсложные часы, которые выпускаются единицами, а стоят порой целое состояние. И, конечно, это часы не просто с усложнениями (complication) — турбийон, минутный репетир, вечный календарь, хронограф, фазы Луны, уравнение времени и т.д., — а с безумными вариантами этих усложнений или даже с комбинацией нескольких из них (прежде всего хронографом, календарем и репетиром), которую называют Grand Complication.

Что — ну, кроме обычного коллекционерского безумия — заставляет людей выкладывать сумасшедшие деньги за эти часы, приходить в трепет от одного их вида и беречь их как зеницу ока? В сущности, механические часы на вашем запястье — это модель идеальной ньютоновской Вселенной, где нет места относительности и где все работает по законам классической физики. И чем больше факторов учтено в этой модели, чем больше закономерностей просчитано, сложных задач решено и внешних воздействий компенсировано, тем эта модель полнее и совершеннее. Да, каждое усложнение добавляет хрупкости механизму, но делает идеальную механическую Вселенную объемней и, как это ни парадоксально, живее. И то, что на сторонний взгляд кажется хаосом — спирали, шестеренки, мосты, балансы, винтики и гвоздики, названия чуть ли не из десятка слов, — на самом деле подчинено строгому порядку и иерархии. Этим мир высокого часового искусства и завораживает даже самых обычных людей. Меня, например.

Суперсложные часы на SIHH-2013 (фото 1)

Суперсложные часы на SIHH-2013 (фото 2)

Первой свои новые суперсложные часы показала мануфактура Audemars Piguet — Royal Oak Offshore Grand Complication. В 44- миллиметровом корпусе из титана с черным восьмиугольным керамическим безелем на 8 болтах — фирменный знак Royal Oak, легендарных часов, которые придумал в 1972 году великий часовой мастер Джеральд Джента, прозрачные сверху, они выглядят как реквизит из сериала "Стар трек" или "Вавилон-5". Сплит-хронограф, вечный календарь (с фазами Луны) и минутный репетир составляют то самое Grand Complication — всего 648 деталей. Вроде бы обещают сделать только три экземпляра. То, что Grand Complication стали именно часы, придуманные как простая спортивная модель в стальном корпусе — и в этом был их тогдашний прорыв — довольно символично. Тогда эти простые стальные часы продавались по цене золотых — и это тоже был прорыв, а сейчас в этот простой корпус поместили самые сложные часы и будут продавать по цене хорошей гоночной машины.

Суперсложные часы на SIHH-2013 (фото 3)

В трех же экземплярах выпущены и часы Roger Dubuis — Excalibur Quatuor. В них, кстати, нет никаких особенных усложнений — всего-навсего индикатор запаса хода, но в том, что они станут мегаколлекционными, нет никаких сомнений. Прежде всего это первые часы, корпус которых сделан целиком из кремния — а он в два раза легче титана и в четыре раза прочнее стали. Кроме того, в них стоит сразу четыре модуля спираль-баланс (к тому же произведенных на собственной мануфактуре) — и это тоже уникально. Даже для тех, кто вообще не понимает принципа работы часов, достаточно знать, что этот модуль — сердце любых часов и обычно он один, а 4 — это очень круто, особенно если вы сделали их сами. Они компенсируют погрешности хода часов из-за гравитации — то же самое делает и турбийон, но только здесь это происходит заметно быстрее. Ну и выглядят они тоже совершенно космически.

Суперсложные часы на SIHH-2013 (фото 4)

Собственно, строго говоря, часы Art Piece1, показанные компанией Greubel Forsey, тоже не дотягивают до Grand Complication — у них только два усложнения, хронограф и турбийон. Но зато у них есть такой аттракцион, который легко перекрывает все прочее. Дело в том, что в механизме хронографа устроено специальное пространство, куда помещена микроскульптура, сделанная британским художником Уильярдом Уиганом. Это кораблик, шхуна, которую можно увидеть сквозь боковое окошко, сквозь специальную оптическую систему, в 23 раза ее увеличивающую и при этом снимающую искажения. Время же эти часы будут показывать в специальном окошке на циферблате, открывающемся нажатием кнопки. Пока показали только прототип — фигурку увидеть можно, а вот время пока нет. Возвращаясь в тот день с SIHH вместе с двумя британским часовыми экспертами, я слушала, как они долго обсуждали все достоинства этих часов и закончили фразой: "Но кому, кроме русских, они их продадут?! Может быть, китайцам или индийцам..."

Суперсложные часы на SIHH-2013 (фото 5)

Но главным гвоздем SIHH-2103 стали, конечно, Grand Complication, которые представили все те же A. Lange & Söhne. Огромная модель этих часов — с вечным календарем (и фазами Луны), сплит-хронографом и минутным репетиром — висела в центре их павильона, но сами часы показали только маленькой интернациональной группе журналистов. Сделаны они, как всегда у A. Lange & Söhne, в самом утонченном, самом безупречном классическом стиле. Ни малейших наворотов — только 50-миллиметровый корпус из розового золота (и толщиной 20,3 мм), белый эмалевый циферблат и стрелки из золота и вороненой стали. И цена в 1 миллион 920 тысяч евро. Мануфактура производит одни такие часы в год и собирается сделать всего 6 штук. По слухам, на них уже есть минимум 12 претендентов, среди которых придирчивые саксонцы будут выбирать достойных обладать их сокровищем. Вероятно, таких же, как они сами, часовых маньяков с безупречной репутацией в часовом мире. Вот примерно так тут все и работает.