Найдены неизвестные работы Тициана и Джотто
"Иоанн Креститель" и фрески в ассизской часовне
На этой неделе газеты пишут о двух важных событиях в области искусства старых мастеров: музей Прадо на днях открыл миру картину Тициана, а реставраторы часовни в итальянском Ассизи — фрески Джотто.
Более 120 лет картина "Иоанн Креститель" хранилась в церковном приходе в испанском городе Альмерия, и только теперь кураторы мадридского музея Прадо подтвердили ее авторство: полотно, написанное около 1555 года, принадлежит кисти Тициана, уверены эксперты. Это уже третья версия картины Тициана, изображающая стоящего у дерева Иоанна Крестителя. В собрании Прадо она находится с 1872 года; тогда считалось, что эта картина написана неизвестным художником XVII века мадридской школы.
Тициан "Иоанн Креститель"
Как пишет пишет theartnewspaper.com, тщательный анализ подготовительного слоя позволил установить точную дату создания полотна, а поза Иоанна Крестителя и окружащие его фигуру пейзажи очевидно схожи с двумя предыдущими тициановскими версиями этого сюжета. Если раньше считалось, что это копия "другого, ныне утраченного "Иоанна Крестителя" Тициана", как писал глава департамента итальянской и французской живописи до 1700 года в Прадо Мигель Фаломир, то после изучения полотна в его авторстве не осталось сомнений — перед глазами экспертов оказался подлинник Тициана.
Итальянский реставратор Серджио Фузетти около фресок, которые, по его мнению, принадлежат кисти Джотто
Фрески, вероятно, принадлежащие средневековому живописцу Джотто, были обнаружены в ходе реставрации капеллы Святого Николая в Ассизи, сообщает газета The Guardian. Художники-реставраторы считают, что у них есть достаточно фактов, чтобы доказать авторство: на открытых под слоями грязи рисунках были найдены инициалы художника — GB (Giotto di Bondone). Раньше считалось, что эти фрески в лучшем случае принадлежат последователям Джотто XIV века.
Восстановительные работы длились два с половиной года, и теперь, наконец, завершены, а торжественное открытие обновленных фресок состоится 6 декабря. Капелла Святого Николая после землетрясения 1997 года почти всегда была закрыта для публики и стояла последней в очереди на реставрацию. Но найденные там фрески — это огромная художественная ценность. "Это одно из первых творений Джотто, имеющее большое значение для восстановления хронологии его работы и работы его мастерской", — говорит Сержио Фузетти (Sergio Fusetti), главный реставратор фресок в Ассизи.
Текст: Дарья Горшкова
Фото: guardian.co.uk, phaidon.com