Летние баклажаны
Мы выжили этим летом, с нами уже ничего не случится
Отношение к лету (как и к жизни, в общем-то) зависит от угла, под которым ты смотришь на него, то есть от характера восприятия этого времени года. Для кого-то лето — долгожданный водопад ослепляющей теплоты, льющийся на тебя со всех сторон, едва стоит выйти на улицу; согревающее марево кутает тебя в нежное одеяло высокого градуса и влажности, словно заботливая мать. А для кого-то июльский зной — это испепеляющее испытание, выжигающее каленым железом все мысли из мозга, заставляющее делать только одно: искать прохлады. Но для страдальцев и для счастливцев лето одинаково в одном: это межвременье, пауза, закрытый сезон в опере имени твоей жизни. Когда, как не летом, в отпуске, подумать о том, что делать со своей карьерой, отношениями, гардеробом или умом?
Программная сетка кинотеатров не мешает размышлять о вечном, а помогает, подкидывая примерно раз в месяц около двух-трех фильмов, повествующих о проблемах существования и существующих проблемах в жизни.
Аккуратно сходив на многие из этих фильмов, попавшие вопреки санкциям и прочим злоключениям в прокат, с удовольствием делюсь впечатлениями здесь.
"Танец реальности" / La danza de la realidad
Вот он — летний гений и абсолютный чемпион! Кажется, где-то в глубинах киношного зазеркалья режиссер "Танца реальности" Алехандро Ходоровски побратался с Леосом Караксом. Французский мэтр передал своему чилийскому коллеге почетную эстафету на создание сюрреалистических фильмов, где фантазия, сказка и культура идут строем в торжественном марше вместе с действительностью, реальностью. История наполнена символическими вкусностями и культурными кодами донельзя: опера, Украина, тоталитаризм, фашизм, евреи, Чили, кони, ацтеки — чего тут только не замешано в добротном отваре из юмора на грани фола! Это удовольствие — сидеть и разгадывать, чем режиссер вдохновлялся в том или ином моменте действия и что, собственно, это все означает. Любителям Дали и загадок строго рекомендуется.
"Фрэнк" / Frank
Самый неожиданный фильм за лето. Идешь себе в кинотеатр в расслабленном состоянии а-ля "чего я там не видел", а в результате весь сеанс тихо материшься, бьешь себя по лбу от очередного резкого поворота сюжета и ерзаешь в кресле.
Выходные данные синопсиса действительно не шибко воодушевляют: музыкальная группа, фронтмен по имени Фрэнк — неординарный одаренный гений, носящий и не снимающий никогда огромную дикую маску мультяшного человечка; обязательно проблема определения принадлежности в этом мире; и все дружно скачут и кувыркаются по ирландским полям в угаре творческого неистовства. А потом — бац! — и понимаешь, что сценаристы — мастера оригинального сюжета. Фильм не стал бы таким потрясающим, если бы ниточка творчества неординарных музыкантов не была бы переплетена с роковой ниточкой неизбежного влияния "сегодня" на всю историю в целом.
И вот, наконец, Фрэнк снимает маску…
"Властелин разметки" / Prince Avalanche
Сладостный бальзам на раскаленную городскую душу. Просмотр "Властелина разметки" — возможность снять напряжение, дать отдых рациональному мозгу и включить другие чувственные органы. Кстати, эта картина — ремейк чуть более раннего исландского фильма "Так или иначе" (Á annan veg), который не был обласкан критиками и зрителями, а вот "Властелин…" получил "медведя" за лучшую режиссерскую работу на Берлинском кинофестивале в 2013 году.
И не обманывайтесь: саундтрек отдельно от фильма слушать не стоит — все очарование испаряется невесть куда.
"Хотел бы я быть здесь" / Wish I Was Here
Впервые я советовал кому-то фильм, не посмотрев его сам, — настолько я был уверен в картине. Отправил на сеанс супругов лет примерно тридцати. Мое чутье меня не подвело: фильм заставил меня хохотать и наслаждаться. Сюжетные ходы традиционны, если не односложны, но изюминка ленты в деталях (любите ли вы евреев и их культуру так же, как и я?) и в том, как актеры подошли к исполнению своих ролей. А вот молодую чету картина расстроила. "Немного грустный и философский фильм", — сказали мне эти милые люди и улетели на следующий день в Лондон. Видимо, дальше грустить. Никогда не знаешь, чего ожидать от фильма, верно?
"Тропы" / Tracks
Постер с пустыней, верблюдами и лейблами престижных кинофестивалей обещал если не все на свете, то добротное исполнение законов жанра точно, а на деле фильм оказался кучей вторичного материала — мысль о том, что это ты видел там-то, а это там, посещает очень часто. Но это полбеды. Если оставить картину немного в стороне и обратиться к первоисточнику — истории, на которой фильм был основан, — то становится совсем нерадостно. Девушка столкнулась с проблемой поиска своего места в жизни. Чтобы справиться с возникшими сложностями, она, условно говоря, поставила перед собой препятствие, процесс преодоления которого помог бы ей решить жизненные затруднения, достичь просветления и зажить счастливо. Представьте куб с тоннелем, как в горе; у входа в тоннель надпись: "Пройдешь — счастье найдешь". Но вместо прохождения насквозь героиня этот кубик обошла сбоку. Именно так выглядит ее намерение подвергнуть себя "целительному" единению с одиночеством, песчаной пустотой, на деле вылившееся в постоянные человеческие контакты с фотографом, аборигенами, белыми австралийцами-отшельниками. В последний "марш-бросок" героиня отправилась и вовсе без заготовленной воды. Преодоление препятствия трансформировалось в самоубийство? Благо, есть фотограф…
Я сочувствую реальной Робин Дэвидсон, которая, похоже, так и не решила свою проблему, а заменила ее бурной деятельностью: написание и издание книги, путешествия, гуманитарная помощь. Кто-то скажет, что она нашла смысл жизни — хорошо, но куда подевалась та проблема, заставившая отчаявшуюся девушку работать погонщицей верблюдов, а потом уйти в изнуряющее и смертоносное путешествие по пустыне?
"Побудь в моей шкуре" / Under the Skin
Не спорю, было приятно спрятаться от летнего зноя в темный кондиционированный зал кинотеатра, вооружиться большим стаканом ледяного "Мартини-рояль" и наблюдать за "скачущей" в сугробах Скарлетт Йоханссон, но лишь первые полчаса. Потом я замерз и откровенно заскучал.
Режиссер видеоклипов Джонатан Глейзер добротно исполнил свою работу: используя современный визуальный язык, создал вкусную и глянцевую картинку. Не подкачала и композитор Мика Левай, написавшая трансцендентный музыкальный ряд, который хочется вытащить из фильма и приберечь на черный день. Ну, и все. Фильм — скука. Под него даже спать плохо.
Просвещенная публика, прочитавшая книгу, по которой была снята эта горе-экранизация, сочувственно смотрит на страждущего увидеть этот фильм.
Приятного просмотра!