Как начать свое дело в Грузии, часть 1: магазин мороженого, гастрокластер, хостел и арт-галерея
Несколько месяцев назад мы с мужем решили попробовать пожить в Грузии. Солнце, легкость бытия и безграничные возможности — так мы для себя объяснили это решение. Но при этом я продолжаю заниматься московскими проектами, регулярно бываю в командировках за пределами Грузии и вообще свое состояние не люблю называть «переездом» — в этом слове для меня слишком много постоянного, а я пока не готова признаться себе в таких глобальных переменах. Но вокруг меня много москвичей не боятся признаваться в том, что переехали в Грузию. Многие из них начали здесь свои успешные проекты, которые органично вписались в страну. О них и рассказываю.
Небольшой магазин домашнего мороженого, главная особенность которого — натуральные местные продукты и необычные сочетания вкусов. За мороженое с аджикой команда получила приз в номинации «Самый инновационный продукт» на Европейском стрит-фуд-фестивале. Команда интернациональная — и грузины, и армяне, и езиды, и азербайджанцы, и русские. Мороженое делают из локальных продуктов — используют только свежие фрукты, овощи и травы, ничего не замораживают, меняют вкусы в зависимости от сезона. Летом — персик и базилик, абрикос и тархун, малина и арбуз, осенью — хурма, виноград и кизил, зимой — мандарин и лимон, весной — киви и грейпфрут. Есть мороженое с аджикой, чурчхелой, красным вином и халвой — очень грузинские вкусы. Также проект поддерживает местных производителей и фермеров.
Сейчас мороженое можно попробовать не только у ребят в кафе, но и в главных гастроточках города — ресторанах Veriko, Shavi Lomi и многих других. Есть доставка.
За мороженым The Cone Culture стоит целая философия — это не просто классный десерт, это впечатления, радость и удовольствие. Слоган у проекта под стать — We serve happiness & handmade ice cream («Угощаем счастьем и натуральным мороженым»).
Ната Верещинская
Основательница The Cone Culture. В 17 лет начала работать вожатой, а после выросла в руководителя международных обучающих программ. Три года назад переехала в Грузию и стала делать натуральное мороженое.
Переезжала я не потому, что от чего-то бежала, ехала за человеком или работой, а просто потому, что мне было тут хорошо. Мне было необходимо восстановить моральные силы и снова захотеть что-то делать. Работать без вдохновения я не умею, поэтому искала его. Как-то мне задали вопрос, как в Тбилиси дела обстоят с мороженым? Стала изучать. Оказалось, что есть местная небольшая сеть-монополия и несколько фабрик, которые делают дешевое масс-маркет-мороженое. Так я узнала, что свободна целая ниша — натуральное мороженое никто не делает. Я ушла в идею с головой — бесконечно смотрела видео, читала книги и статьи по теме. Мороженое — это целый огромный мир со своими секретами и нюансами. А еще это не только продукт, но и эмоции, впечатления. Осознав, как это сложно и увлекательно, я поехала учиться в Италию и Штаты. Я сравнивала подходы и рецептуры, ходила по разным магазинчикам, без конца все пробовала, наблюдала и подглядывала, записывала и перенимала опыт, общаясь с владельцами и вдохновляясь уже имеющимися историями. Оставалось лишь создать свой «мороженый» мир здесь.
Про запуск своего дела в Грузии принято рассказывать очень восторженно — легко и быстро, два дня — и у тебя свой бизнес. На деле все так лишь отчасти. Для того чтобы зарегистрировать дело и открыть счет в банке, действительно нужна пара дней. А вот на полноценный запуск бизнеса и поддержание его на плаву требуется гораздо больше времени и усилий. Никто не рассказывает, что ремонт двадцати квадратных метров или согласование фасада с мэрией могут длиться месяцами. Таких подводных камней много. Поскольку многие рынки здесь неразвиты, уходит много усилий на знакомство клиентов с продуктом (даже, казалось бы, с таким понятным, как мороженое): что такое натуральное мороженое, почему оно стоит в несколько раз дороже вафельного стаканчика в ларьке, почему оно такого цвета и т. д. Ведь если подобного продукта еще не было на рынке, вы должны доказать людям, что он вообще-то необходим. Солидную часть того, что требуется нам в работе, приходится импортировать, так как здесь этого попросту нет, а то, что есть, не подходит по качеству.
Совет тем, кто думает о своем бизнесе в Грузии: профессиональное оборудование, техника, красивая упаковка, одноразовая биопосуда, печать, логистика — на все эти рынки можно заходить и, делая свою работу качественно и быстро, становиться лидером. Маркетинг в Грузии тоже плохо развит. Здесь если у тебя есть страничка на Facebook, то ты уже классный бизнесмен. Тебе не нужен сайт, никто не пользуется Google. Найти что-либо в интернете практически невозможно. С одной стороны, это экономит массу сил и средств, делает запуск на старте проще и быстрее, но с другой, сильно усложняет поиск подрядчиков и услуг, а также затрудняет продвижение.
Есть и существенные плюсы. Никто не мучает тебя проверками, штрафами и противоречащими друг другу правилами. Но в такой ситуации важна самодисциплина. Мы следим за санитарией и гигиеной сами — работаем в сменной обуви, перчатках, с забранными волосами, маркируем продукты и соблюдаем температурные режимы. Иногда мы поглядываем на чужие кухни и понимаем, что самодисциплина ввиду отсутствия регламентов и проверок работает не всегда, и думаем: хорошо бы проверки были. Второй плюс — очень специальный для меня как для мороженщика. Высокий сезон длится дольше. В первый год нашей работы мы ушли на каникулы всего на три месяца, и то потому, что наш формат не предполагал сидячих мест в теплом помещении. В этом году мы уже подросли и работаем зимой. Вы удивитесь, но мороженое — не только летний десерт, в холодное время его едят не меньше. К тому же зимой у нас появляется много классных зимних вкусов, потрясающих пирогов с мороженым и согревающих напитков.
В Грузии меньше рисков, ниже порог входа. У меня нет опыта открытия своего дела в Москве, но, по ощущениям, впервые запускаться там, не имея опыта в ведении бизнеса и производстве мороженого, мне было бы страшнее. Мы всему учились на ходу, всё пробовали на себе, все наши ошибки стали нашим опытом. Мы проверяли свою концепцию и формат: нужен ли людям подобный продукт, поймут ли они, зачем платить больше и есть натуральное, понравятся ли им наши вкусы, будут ли к нам возвращаться. Весь первый год мы наблюдали и сейчас понимаем: формат работает, можно расти. В Москве твои ошибки на старте могут запросто выбить тебя из дела, потому что там такой опыт стоит в разы дороже.
«Я делаю мороженое. Настоящее, честное, натуральное и вкусное мороженое. Теперь я провожу время в фартуке на любимой кухне, экспериментируя со вкусами, и делаю мир чуточку радостнее, потому что мороженое — это про улыбки и смех детей, про довольные лица и шаловливые искорки в глазах взрослых. За нашим домашним мороженым стоит целая философия — мы не просто делаем классный десерт, мы хотим сделать каждого, кто к нам приходит, счастливее. Шаг за шагом, день ото дня, от шарика к шарику»
Винзавод N1 построен в 1896 году архитектором Озеровым. Сейчас здесь полноценный гастрокластер и арт-площадка для любых экспериментов. На протяжении многих лет он был закрыт для посетителей, но в 2017 году стал новым многофункциональным городским пространством для горожан и туристов.
Здесь и цветочный базар, и рестораны, и бары, и кафе, и ночной клуб, и офисные помещения, и кулинарная школа, а еще самый большой винный базар, дегустационный класс, концептуальный магазин грузинских дизайнеров IERI, пекарня и пространство уличной еды, организованное в пяти старых винных бочках.
Вероника Баранова
Проект-директор Винзавода N1. Будучи продюсером крупных фестивалей, выставок, конференций и форумов, Вероника приезжала в Грузию последние восемь лет регулярно, а два года назад решилась на переезд.
Я постоянно приезжаю в Грузию начиная с 2011 года. Доходило до 14 поездок в год. Виной тому — огромное количество друзей, уже фактически родственников, ну и просто это была какая-то вторая моя жизнь, антипод московской жизни: красиво, размеренно, уютно, тепло, «как дома». В какой-то момент этот город стал моей отдушиной и жизненной необходимостью.
Бизнес-процессы в России и Грузии, само собой, невозможно сравнивать. Это связано с историческими и культурными аспектами. Критерии оценки уровня специалистов тоже несопоставимы. Скажем так, бизнес-почва Грузии прекрасна с точки зрения ее готовности ко всему новому, но в то же время до сих пор сохраняется великое множество сегментов, еще незаполненных. Тогда как в России, особенно в больших городах, сунуться в ресторанный, развлекательный, да и культурный бизнесы невероятно сложно и, главное, непомерно дорого.
Школа сервиса и «хоспиталити» только зарождается здесь, и эта сфера нуждается в учителях высокого класса. Необходимо объяснять молодым специалистам, что у их профессии есть будущее, что из рядового официанта ты можешь стать управленцем с именем и высоким окладом. Нужны упорство, желание и талант. Здесь постоянно сталкиваешься с полным отсутствием мотивации, молодые ребята, которые приходят на позиции официантов и барменов, не видят никаких перспектив в этой профессии, для них это моментное решение своих финансовых вопросов. Плюс, не стоит забывать о местном темпераменте: гораздо тяжелее выстраивать межличностные отношения и иерархию в команде. Всегда рискуешь задеть за живое, мол, «командовать мной не надо». Хотя по московским меркам происходит стандартный рабочий процесс: постановка целей, задач и сроков исполнения.
Бытовые вопросы решаются на раз-два. Рабочий контракт и ВНЖ оформляются за 15 минут в великолепном Доме юстиций (его еще называют часто «волшебный гриб») на набережной, там же — контракт на аренду квартиры и все необходимое для комфортной, законопослушной жизни в стране. В Грузии можно водить автомобиль с российскими правами, нет особой необходимости получать местные.
Изначально мы не делали ставку только на туристический поток, и время показало, что это было правильным и даже единственно верным решением. Наши основные и постоянные клиенты — местные жители, творческая элита, бизнесмены, сотрудники медиа и телевидения, дизайнеры и виноделы. В основном жители районов Вера и Ваке. Конечно, это очень условный сегмент, но это некая «золотая сотня» тбилисцев, так или иначе знакомых друг с другом. Само собой, мы работаем над тем, чтобы место стало «must see/visit» среди локаций города. При этом мы не хотим переходить в формат масс-маркета, нам важно сохранить уровень наших гостей и оставить для них это ощущение «территории для своих».
Один из самых фотогеничных хостелов в городе, в двух шагах от знаменитого отеля Rooms.
Хостел позиционирует себя как арт-резиденция для художников, концертная площадка, ораторский клуб.
Нино Сванидзе
В моей ситуации не с кем было посоветоваться, все решения приходилось принимать единолично. Все, что ты сделал, — твоя ответственность. Тем, кто думает о покупке бизнеса в Грузии, я бы советовала выбирать либо слабый, либо средний проект и смотреть, как работает рынок. Это связано с разными подходами и менталитетом. Лучше вложиться во что-то небольшое, но уже созданное, чем все делать с нуля с огромными инвестициями.
Первые полгода я занималась финансовыми вопросами, общалась с бухгалтером и юристами, смотрела, что происходит. Через год я уже пробовала различные пути оптимизации расходов. Перебрала множество идей. Грузия, как оказалось, безопасная страна. Я веду свой бизнес, плачу налоги. Законодательство упрощено, нет сложных правил. Отсутствует лицензия на продажу вина, например. Раз в год в хостел приходит полицейский, проверяет, все ли в порядке.
Если сравнивать ведение бизнеса в России и Грузии, можно сказать следующее — размер рынка. В Грузии живет около 3 миллионов человек. Емкость рынка маленькая, сам рынок очень консервативный. Жители следуют традициям, не очень готовы к чему-то новому. Любые технологии здесь приходят с опозданием. Грузинские подрядчики тренируют в вас дзен. Если что-то можно отложить на завтра, то это обязательно будет отложено.
Из преимуществ: конкуренция с единицами. Ты приходишь с интересной идеей и получаешь долю на рынке. Все происходит без взяток, по правилам. Здесь чувствуешь себя безопасно. Ты попадаешь в среду, где находишь баланс между работой и отдыхом. Можешь позволить себе прогуляться по городу, посмотреть на горы. Более того, подрядчик может позвать в гости.
Министерство туризма Грузии выделило большие средства на продвижение страны в Европе. Туристический поток стал расти за счет европейцев. Около 40% постояльцев хостела — русскоговорящие, 60% — европейцы и представители других стран, в том числе Китая. На данный момент в хостеле побывали туристы из 27 стран.
Сейчас я думаю о бизнесе, связанном с выращиванием шпината. Хочется помогать местному рынку. Я уже чувствую себя местной, а теперь начинаю разбираться с открытием собственного бизнеса в Грузии. Оказалось, существует множество нюансов. Думаю об открытии двух точек по продаже — в Кахетии и Тбилиси. Также планируется партнерство с ресторанами. Многие рестораны импортируют шпинат, в Европе он востребован. Может, буду экспортировать. Очень хочется построить помещение, в котором будут заниматься мытьем, упаковкой и заморозкой зелени. Современных технологий здесь нет. Я хочу это делать эффективнее, дешевле и удобнее.
Галерея открылась 31 марта 2019 года и расположилась в историческом здании — доме Калантаровых, подъезд которого есть в инстаграме у всех, кто бывал в Тбилиси. Основная идея галереи: оказать воздействие на общество Тбилиси через искусство Южного Кавказа. Вместе с выставками современного искусства в пространстве проходят многочисленные образовательные и культурные мероприятия, связанные с историей Грузии, Тбилиси и Южного Кавказа. Внутри галереи создано особое арт-пространство, которое переносит посетителей в прошлое. А еще здесь гениальный выбор книг о Грузии и о грузинском фотоискусстве.
Ксения Терехова
Соосновательница галереи
Я не переезжала, чтобы открыть галерею. Скорее я хотела пожить вне родного Петербурга. В феврале в разговорах с моим близким другом Георгием начали появляться идеи об открытии собственной галереи. На тот момент это были лишь планы и шутки. Но потом мы начали искать помещение. Затем из Китая вернулась подруга Мари — и стало ясно, что мы точно открываем галерею. Втроем. Начал вырисовываться концепт, мы нашли удачное помещение.
Нам повезло, мы находимся в самом популярном доме города. Здесь непрекращающийся поток туристов и местных. Приходит много русских — 60%. Иностранцев — около 40%. У нас до сих пор нет вывески. Это дорого и долго, много бюрократии. Нам вполне хватает страниц в инстаграме и фейсбуке — и друзей, которые приводят своих друзей. Так и продвигаемся.
Большая часть наших посетителей и покупателей — иностранцы. Как правило, это туристы из Германии, Австрии, Великобритании, США и Канады.
Чтобы открыть свой бизнес в Грузии, особо ничего не требуется. Нужны только желание и загранпаспорт. Все оформляется в доме юстиций в Тбилиси. От нас требовалось прийти втроем и заполнить документы. Среди преимуществ ведения бизнеса здесь — свобода и отсутствие страха, что кто-то придет с проверкой. В России я никогда не вела официального бизнеса, не знаю, с чем сравнивать. В Грузии — полное чувство свободы. Когда у нас должно было состояться открытие и мы ждали большого количества людей, к нам постучался полицейский. Мы думали, это конец. Однако выяснилось, что он приехал предупредить соседей, что будет открытие галереи и много людей, чтобы те не беспокоились. Все просто с налогами. Нет системы ежегодной подачи декларации. Из-за общей расслабленности ведения бизнеса все кажется немного безалаберным. Если что-то случится, оно все равно разрешится.
Из недостатков — медленная скорость принятия решений. Нужно долго ждать ответа. Порой мне бывает непросто получить какую-то информацию. Существуют сложности в работе с банками — не все из них работают на русском языке.
Первое время у нас была эйфория от открытия, мы не понимали, что происходит. Мы экспериментировали. Подбирали фотографов и художников для мелких книг и постеров. Постоянно передвигали столы, оборудование, меняли рабочие места. Начали озеленять нашу галерею, чтобы внести немного природы. Сейчас мы спокойны и стабильно развиваемся.
Като Бородина
Куратор одной из выставок в галерее Untitled, занимается продюсированием съемок
Я познакомилась с одним из основателей Untitled, и мне предложили стать частью большой команды. Времени было мало, работа была нервная. Мы разбирали персональные архивы людей из Грузии, Армении и Азербайджана, выбирали классические сюжеты, которые отражали личные истории людей. Фотографий было несколько тысяч, и их еще важно было друг с другом сочетать.
В Тбилиси я столкнулась с самоорганизацией. Это такая инициативная группа, творческое объединение, которое собственными силами создает арт-пространство. В России в подобной группе всегда есть конкретный регламент. Ты в рамках. В Грузии все иначе. Здесь вы сами решаете, как, что, где, куда и под какой концепцией. Здесь приходится больше проявлять инициативу, чаще напоминать о себе. Это особенность менталитета.
Для меня это был очень интересный опыт. Я даже начала восторгаться Москвой, профессионализмом людей, который обычно воспринимаешь как данность. Потом ты приезжаешь в Грузию и понимаешь, что все не так. В Грузии более легкие на подъем личности.
Помимо кураторства, я занимаюсь продюсированием съемок. Раньше я слышала, что с грузинами работать сложно, к дедлайнам относятся несерьезно. У меня противоположный опыт. Очень положительный. В Грузии важна персональная связь, взаимоотношения. Когда они есть, все супер. В Москве это всегда нервно, все в напряжении. Сам процесс работы был четким и легким, обстановка — дружеской. Как будто ты работаешь в компании друзей. Мне бы хотелось и дальше работать в Грузии. Мне нравится страна, ее самобытное развитие в искусстве, моде и дизайне.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7