Что, где, когда, зачем и почему — наш автор Евгений Трифонов отвечает на все эти вопросы о чат-ботах, которые в последнее время многим не дают покоя
Слово «чат-боты», которое раньше было для многих смутно знакомым, теперь внезапно гремит отовсюду: то Facebook добавляет их в свой мессенджер, то приложение Luka обзаводится новыми «виртуальными помощниками». Что происходит — масштабная перемена в мире интернет-сервисов, на которую непременно надо обратить внимание, или шумиха на пустом месте, о которой завтра все позабудут?
Что вообще такое чат-бот? Проще всего описать так: это когда в мессенджере открываешь диалог не с живым человеком, а с автоматическим сервисом, отправляешь ему запросы, и он что-то делает в ответ на них. А что именно он может делать? Тут варианты очень различаются: существуют боты для самых разных целей — от обучения английскому и игры в «шляпу» до поиска удобных билетов и использования услуг банка.
Раньше все это уже можно было сделать с помощью мобильного приложения или сайта. Зачем тогда интернет-сервисам понадобилась новая форма? Одна из причин в том, что за приложением нужно лезть в магазин, вводить пароль, дожидаться установки, запускать. С ботом же все проще: видишь ссылку на интересного, нажимаешь — и в открывшемся диалоге сразу начинаешь пользоваться.
Другая причина — в мессенджерах и том, насколько важными они стали в нашей жизни. Facebook Messenger использует почти что миллиард человек, а каждые сутки в нем и WhatsApp суммарно отправляют 60 миллиардов сообщений. В общем, люди сейчас практически живут в мессенджерах — неудивительно, что им хочется делать все прямо там, не переключаясь постоянно на другие приложения.
«Существуют боты для самых разных целей — от обучения английскому и игры в «шляпу» до поиска удобных билетов и использования услуг банка»
Хотя первые чат-боты появились очень давно, их нынешний взлет начался около года назад благодаря мессенджеру для рабочей переписки Slack: сначала оказалось, что «автоматические собеседники» могут упростить некоторые рабочие задачи, а затем стали появляться и более развлекательные варианты — вплоть до такого, который присылает фотографии собак хаски. Затем поддержка чат-ботов появилась в Telegram, созданном Павлом Дуровым, — и Telegram-боты стали так популярны, что теперь им даже посвящен специальный сайт Storebot.me, где можно найти самых подходящих для себя.
Теперь, посмотрев на происходящее в Slack и Telegram, популярнейшие Skype и Facebook Messenger решили тоже добавить аналогичные возможности. Пока это только произошло, чат-ботов для них еще немного, но не приходится сомневаться, что скоро это изменится, а следом наверняка подтянутся и другие популярные мессенджеры, в которых ботов пока что нет. А пока, если хочется уже сейчас приобщиться к тенденции, это проще всего делать с Telegram.
Сложнее ответить на другой вопрос: насколько вся эта шумиха оправдана, если у формата «обмен сообщениями» есть свои недостатки и ограничения. Если бы Instagram существовал в виде диалога в мессенджере, где для просмотра каждой фотографии приходилось бы отправлять команду «покажи следующую», это вряд ли было бы удобно. Не окажется ли так, что завтра люди наиграются с чат-ботами и вернутся к привычным приложениям, где не надо постоянно использовать текст и достаточно просто нажимать на кнопки? Здесь может быть два разных ответа: один про ближайшее будущее, а другой про более отдаленное.
В ближайшем вероятно следующее. Сейчас в связи с шумихой ботов делают для самых разных вещей, в части случаев людям действительно может оказаться удобнее пользоваться более привычными вариантами, и тогда эта волна схлынет. Но есть задачи, для которых формат сообщений подходит хорошо, например интернет-поиск. Если в поисковую строку «Яндекса» в любом случае придется вводить текст, то отправить его сообщением чат-боту «Яндекса» не сложнее. Кроме того, есть еще и дополнительная возможность: во время переписки с другом в Telegram, если понадобилось что-то уточнить, можно призвать бота «Яндекса» прямо в диалог с другом и вместе с ним сразу увидеть результат — это проще, чем переключаться на браузер, а потом копировать найденное.
Но самое интересное может произойти не прямо сейчас, а в ближайшие годы. Пока что большинство ботов отвечает простыми реакциями на ограниченный набор заранее заданных команд. Но человечество давно стремится научить компьютер полноценно разговаривать и постепенно продвигается к этой цели: взять хотя бы Siri, которая не просто узнает точно заданные фразы, а понимает запросы в самых разных формулировках. В мир чат-ботов это тоже придет. Так, Microsoft уже заявил, что собирается научить свою «голосовую помощницу» Cortana взаимодействовать с ними.
И когда диалог с ботом окажется намного содержательнее, чем диалог с котом, все станет заметно интереснее.
Боты в нашей жизни
Назначение чат-ботов бывает самым разным. Вот несколько примеров ботов для Telegram, показывающих это разнообразие:
@music
Поисковых ботов больше всего. Этот, предназначенный для поиска классической музыки, отличается тем, что создан не сторонними разработчиками, а командой самого Telegram. Поэтому новый удобный интерфейс «листания» результатов поиска появился здесь раньше всего.
@everlastingsummerbot
Текстовые квесты (интерактивные тексты, где надо выбирать за героя в диалогах вариант ответа), появились давно. Но в мессенджере, буквально созданном для диалогов, они смотрятся особенно уместно — и игру «Бесконечное лето», до этого существовавшую в форме мобильного приложения, адаптировали к новой форме.
@sapsanasap
Бот, помогающий москвичам и петербуржцам найти недорогие билеты на «Сапсан», был создан людьми, которым надоело выискивать их вручную на сайте РЖД. Впрочем, поскольку это простой и быстро созданный проект, его функции ограничены: точно определить диапазон подходящих дней не получится — можно только задать месяц.
@MyPokerBot
Разработчики этого бота приложили много усилий (например перевели его на множество языков), и их старания оказались вознаграждены: желающих сыграть в покер с его помощью нашлось немало.
@Marfa_Bot
Англоговорящая «виртуальная подруга» Marfa была создана стартапом Luka, до этого уже развивавшим идею «общения с ботом» в своем собственном приложении. Марфа может выполнять конкретные задачи (искать гифки или информацию в «Википедии», но у нее есть и более абстрактная функция «Поговори со мной».
Другие истории
Подборка Buro 24/7