Шоураннер, саунд-дизайнер, 3D-дженералист, лайтер, моделлер, риггер, сторибордист — список современных профессий в киноиндустрии можно продолжать бесконечно. Сегодня это целая вселенная, где над производством качественного контента трудятся десятки специалистов. Московская школа кино вот уже 10 лет остается трамплином в индустрию и сообществом профессионалов для тысяч студентов. Вместе с управляющим партнером университета креативных индустрий Universal University и директором МШК Марией Ситковской разбираемся в том, что ждет российское кино уже завтра, как Школе удается внедрять передовые практики и новейшие ресурсы в образовательный процесс, выпуская специалистов, которые востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире.
Мария, сегодня все мы переживаем непростые времена. Как вы оцениваете современное состояние и перспективы развития кинематографа в России?
Давайте смотреть в историческом контексте. Глобально не мы первые сталкиваемся с кризисными явлениями. Классическим примером являются США во времена Великой депрессии. Именно тогда, в 1920–30-е годы, сформировался Голливуд и появились те самые ключевые студии-мейджоры, которые еще год назад составляли до 80% российского кинопроката. Людям хочется хлеба и зрелищ всегда, особенно в сложные времена. Поэтому сегодня в России, как и 100 лет назад в США, кино не просто будет продолжать сниматься, а будет расти. Киноиндустрия преодолеет и этот кризис тоже.
Студии-мейджоры уходят с российского рынка, но мы все видим бум очень достойных российских сериалов, пилотные эпизоды которых презентуют на больших экранах. Этот тренд при должном финансировании киноиндустрии со стороны государства и отечественных платформ будет набирать обороты и дальше. У режиссеров, операторов, художников, актеров, исполнительных продюсеров, вторых режиссеров — очередь из проектов. Так что сейчас хорошее время для развития кинообразования в стране. В кризисной ситуации лучшая инвестиция — в себя, в новую профессию. В МШК мы обучаем кинематографистов, которые отвечают запросам современной киноиндустрии.
Сфера креативных индустрий манит многих. Каким бэкграундом нужно обладать, чтобы стать студентом МШК?
Все креативное образование — это, конечно, про мечту. Правила игры для тех, кто идет получать профессию впервые, и для тех, кто решил сменить траекторию развития, разные. В МШК есть три направления: дополнительное профессиональное образование — для тех, кто решил поучиться для себя. Например, человек работал экономистом, но мечтал стать продюсером. Другая наша программа в формате Post-graduated, предназначена для тех, кто уже работал в кино и хочет сменить трек — например, стать шоураннером. Очень востребованная профессия сегодня в связи с развитием сериального производства. А год назад мы еще открыли набор и по программам бакалавриата.
Во всех трех случаях мы осуществляем предварительный отбор на основе анкеты, которую можно заполнить на сайте, затем смотрим на профессиональное, творческое, образовательное портфолио и делаем выбор. В прошлом году по программе «Шоураннер» на чуть больше двух десятков мест было полторы тысячи заявок. Конкурс у нас очень высокий. Но есть грантовые места, которые оплачивает индустрия. Компании готовы инвестировать, это свидетельствует о кадровом голоде.
Система обучения в МШК кардинально отличается от обучения в обычном вузе. Расскажите, в чем уникальность ваших программ.
Когда мы открывали МШК, мы перепридумали систему кинообразования, колыбелью которой была Россия с системой мастерских. У нас их нет, а есть кураторские борды. Студентов учит не один мастер, а несколько преподавателей, и каждый отдает то лучшее, что он знает о своей профессии, так как любая профессия в кино сложная и синтетическая. Режиссер — это человек, который должен уметь снимать сериалы, рекламу, музыкальные клипы, полный метр. Все это очень разный опыт. Так студенты формируют разные навыки и в конце становятся не отражениями Попогребского, Бардина или Хлебникова, а самими собой. Это важно.
Ученики школы учатся мультиформатности. Современный развлекательный контент — это вселенные, вроде мира Человека-паука, которые создаются междисциплинарными командами. Так появилась программа Foundation Animation, Film & Games, где ребята учатся мыслить в рамках большого мира, большой картинки. Они получают навыки сразу в трех индустриях: анимация, игры, кино, — идут углубленно в одну из них, учатся сразу шести профессиям и заканчивают бакалавриат с двумя основными. Например, они могут стать художниками-постановщиками и операторами. Такой образовательный подход делает карьерную траекторию более устойчивой и безопасной, дает нашим выпускникам шанс в этом турбулентном мире точно получить работу по профессии.
Основная проблема состоит в том, чтобы студенты доучивались до конца. Их забирают в профессию прямо с учебных площадок. Поскольку все преподаватели у нас — активно работающие в индустрии практики, то очень часто наши выпускники потом продолжают с ними взаимодействовать на проектах. Также у нас есть успешно функционирующая программа стажировок, курируемая нашим Центром по связям с индустрией. Мы не даем рыбу, но даем хорошую удочку.
Чем еще отличается МШК от классических школ?
Наш университет не похож ни на какие другие в России. У нас нет кафедр, деканов и сложных административных структур. Мы гораздо ближе к бизнесу и похожи на компанию, которая занимается разработкой услуг для быстро меняющегося мира. Именно департамент Student Experience помогает сделать образование в МШК студентоцентричным, гибко адаптируя образовательные практики под запрос студентов. К концу обучения с ними должна произойти трансформация. Вся система заточена на то, чтобы она случилась. На творческом пути это не всегда просто. И тут на помощь приходит департамент Well-being — это профессиональные психоаналитики, психологи, тьюторы, которые поддерживают студентов в образовательном процессе. Для нашей страны это уникальный подход к образованию.
Мы локализуем под специфику российского рынка лучшие практики в креативных индустриях США, Европы и Азии. Например, умению рассказывать истории хорошо учат в американских киношколах, анимация несомненно стала феноменом в Юго-Восточной Азии и Южной Корее. Лучшая графика — это Индия.
Возможен ли сейчас обмен с другими киношколами? Или есть какие-то альтернативы?
Когда одни двери закрываются — другие открываются. Десять лет назад, когда мы открывали Школу, мы смотрели на Запад. Сейчас очень большое количество интересного опыта случается на Востоке, в Юго-Восточной Азии. Уже более трех лет мы находимся в партнерстве с китайскими коллегами. На этой неделе, например, подписали соглашение с ECNU — это большой китайский университет с сильным факультетом анимации, кино и дизайна. Планируем обмены студентами и совместные программы. Наши выпускники принимают участие в крутейших мировых киносмотрах и приковывают взоры к своим работам. Мир всегда готов тебя увидеть, было бы тебе что показать.
А расскажите об успехах ваших выпускников.
За 10 лет в Московской школе кино сформировалось поколение кинематографистов, которые задают тренды в индустрии. Мы грустно шутим, что последний «Кинотавр» выиграла МШК. Владимир Мункуев с фильмом «Нуучча» (в переводе «Русский») взял приз за лучшую режиссуру в прошлом году. Очень надеемся, что зрители увидят его уже этой осенью. Это сложное осознание, сложная рефлексия, но очень своевременная и нужная картина.
На фестивале сериалов «Пилот» в этом году профессиональное комьюнити представило 21 работу, и 7 из них были сделаны нашими выпускниками. Трое наших выпускников-операторов приняты в Гильдию кинооператоров России. Это большое профессиональное достижение. На многих фильмах Кирилла Серебренникова работали нашими звукорежиссеры и режиссеры монтажа. Сейчас я знаю минимум пять полных метров наших ребят, которые находятся в производстве или уже в постпродакшне. В России сейчас практически нет картин, где бы в титрах не были указаны наши выпускники. За всеми из них мы следим. Ведь Школа — это не стены, а люди, которые ее и создают.
Вы единственная Школа в России, которая выпускает все специальности в кино, включая художников по костюмам и композиторов кино. Кого сейчас больше всего не хватает в индустрии?
Не хватает всех. Актеров в возрасте 40 лет. Продюсеров — людей с одинаково развитыми двумя полушариями, которые способны одной частью головного мозга придумать, а второй — контролировать и считать. Художников, профессионалов постпродакшна, сценаристов, аниматоров, кастинг-директоров, композиторов и режиссеров.
По-прежнему стоит очередь за реальными историями, а ребят, которые способны рассказать их классным, выразительным языком, не хватает, поэтому два года назад мы открыли программу «Новый DOC».
Тогда дайте, пожалуйста, совет тем, кто мечтает прийти в кино, но все еще не решился.
Рискните проявить себя. Возможно, именно вы — тот, кого так не хватает киноиндустрии сегодня. Дерзайте, творите! У вас есть шанс поменять профессию и осуществить мечту! Ведь кино — это не просто работа, это жизнь.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
РЕКЛАМА, АНО ВО «Универсальный Университет», ИНН 9709051611
Другие истории
Подборка Buro 24/7