"Я знаю, как живут люди"
Известный американский архитектор, создатель и руководитель проектного бюро с 45-летней историей, профессор Йельского университета и просто категорически интересный человек Роберт Стерн о своем проекте в Москве, современных архитекторах и контексте столицы
Здания, спроектированные Робертом Стерном, автоматически получают статус премиум-класса. Архитектор с мировым именем (и это не просто слова: руке Стерна принадлежат проекты по всему земному шару — от Нью-Йорка до Токио), наконец, взялся и за Россию. Бюро RAMSA (Robert A.M. Stern Architects) совместно с корпорацией BARKLI построили современный жилой комплекс в традиционном нью-йоркском стиле в центре Москвы. В преддверии старта продаж квартир в Barkli Residence Роберт Стерн рассказал Buro 24/7 о своем дебютном проекте в России, о том, как изменилась Москва за последние 100 лет и о том, чего он никогда не смог бы предвидеть.
О вкладе в российскую архитектуру
Это очень сложный вопрос. Я привез в Москву опыт строительства нью-йоркских жилых домов. И я говорю сейчас не только о тех домах, которые спроектировали мы, но и обо всех зданиях, построенных в начале XX века. Любопытно, что я не первый американец, который привносит что-то в московскую архитектуру. Например, здание гостиницы "Украина", одну из семи высоток, спроектировал Вячеслав Олтаржевский, долгое время учившийся высотному строительству в Нью-Йорке. Моя мысль состоит в том, что мы должны постоянно оглядываться назад, чтобы эффективно двигаться вперед. Вот, что мне хотелось бы привезти в Москву.
О дисбалансе московской архитектуры и удовлетворении собственного эго
В современной архитектуре мы потеряли много всего важного, в том числе и понимание того, что такое улица. Я очень жалею об этом. Архитекторы забыли, как разграничивается город. Многие из них строят объекты для удовлетворения собственного эго, забыв при этом о гармонии. Как это можно изменить? Только сверху. Если чиновники будут правильно распоряжаться вверенными им участками земли, все будет хорошо. Это самый грамотный подход. Но ничего, ничего не изменить, пока архитекторы будут строить здания по приципу "чтоб сильнее выбивались из общей стилистики".
О Barkli Residence в трех словах
Надеюсь, что не смогу описать наш новый проект в трех словах. Мне хочется верить, что он куда интереснее и сложнее, но раз уж вы просите... Это будет комплекс из двух зданий с башнями, которые исполнены в современной интерпретации. Пожалуй, это наиболее точно.
Об английском языке и современных дизайнерских тенденциях в России
Что касается современных дизайнерских трендов, я не могу судить о России отдельно, мы сейчас все части огромной мировой культуры дизайна. Я, как архитектор, следую международным тенденциям, но при этом в процессе разработки проекта погружаюсь в локальную культуру (в данном случае – в российскую). Многих моих коллег не интересует местная среда. Но ведь прелесть и состоит в том, что на земле есть разные места с разной культурой, если бы отличий между ними не было, то, наверное, все бы в мире говорили по-английски. Это бы решило массу проблем, верно?
О моде и интерьерах
Моя карьера начиналась с проектирования и дизайна частных небольших жилых домов, и я думаю, что это помогло мне понять, как живут люди. Возможно, я имею об этом даже больше представления, чем другие архитекторы. Интерьеры в Barkli Residence будут уже завершенными, а это значит, что вы можете купить готовую квартиру, поставить туда свою мебель и жить. Это очень по-американски, не столь типично для Москвы. Думаю, что дизайн наших зданий и внутренних интерьеров еще не скоро войдет в моду здесь.
О будущих жильцах
Наш проект для обеспеченных людей, но при этом совершенно разных с точки зрения возраста, интересов и профессий. В этом и будет Barkli Residence.
О будущих проектах и о том, будут ли они в России
Ну если меня наймут снова, то, конечно, да (улыбается). Я надеюсь, что наш опыт повлияет на других людей — архитекторов и инвесторов.
О будущем московской архитектуры
Я не могу сказать, что будет в будущем. Думаю, что люди, которые занимаются предсказаниями в такой бурно развивающейся отрасли, как архитектура, на самом деле не имеют понятия, о чем говорят. Будущее непредсказуемо. Если бы мы говорили с вами в 1970-80-е о том, что будет происходить с Москвой в будущем, мог ли я предположить, что будет перестройка? Мог ли я предположить, что здесь будет этот комплекс? Нет.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7