"Заканчивается 37-й, начинается 38-й"
«37-й Московский международный кинофестиваль объявляется закрытым», — со сцены кинотеатра «Россия» радостно заявил Никита Михалков. Кто не ушел без наград – в нашем репортаже
Чтобы не томить, начнем с триумфатора. Главная награда фестиваля отправилась болгарскому режиссеру Ивайло Христову за картину «Лузеры». По словам президента жюри, обладателя «Оскара» Жан-Жака Анно, это решение было очевидным. «Интересно, что жюри короткометражек вело длительные беседы, а вот победителя полного метра мы определили быстро и единогласно».
«В Болгарии существует поговорка: "Пусть тебе везет, чтобы ты шел как по воде". И когда мы с командой ехали на премьеру, лил сильный дождь, Новый Арбат был похож на реку. Кто-то из моих актеров сказал: "Нам повезет: здесь так много воды". Но так много воды я не ожидал», — признался Ивайло Христов.
Пожалуй, это был самый трогательный и живой момент, не считая речи казахского режиссера Жасулана Пошанова, который получал награду за Еркебулана Даирова. Еркебулан признан «Лучшим исполнителем мужской роли» в фильме «Шлагбаум», а Жасулан искренне и с улыбкой признался, что бюджета для съемок не было, даже награждаемый актер снялся в фильме бесплатно.
Что касается статуэтки за «Лучшую женскую роль», ее обладательницей стала Елена Лядова за роль парикмахерши Лиды в фильме Андрея Прошкина «Орлеан» (Россия). «Неожиданно. Большое спасибо», — Елена, как всегда, была лаконична. Супруг актрисы Владимир Вдовиченков, напротив, эмоций не сдерживал: едва назвали имя победительницы — Владимир вскрикнул, начал аплодировать и крепко обнял жену.
Специальной награды удостоилась Ирина Евтеева за картину «Арвентур» (Россия). Фредерике Аспек получил статуэтку за лучшую режиссерскую работу над фильмом «Росита» (Дания). Награда за лучшее короткометражное кино досталась картине «Метод ведения наблюдения снайпером» (Южная Корея). Из документальных картин жюри выделило «Землю картелей» (Мексика).
Жан-Жак Анно удостоился награды «За вклад в мировой кинематограф». Сказав, что для него это награда была неожиданной, он, вероятно, слукавил, но присутствующим в зале это понравилось.
Также в рамках вечера чествовали Федерико Феллини, с которым Никита Михалков был знаком лично, и недавно погибшего в авиакатастрофе композитора Джеймса Хорнера. За музыку к «Титанику» в 1998 году он был удостоен «Оскара». На ММКФ его музыка прозвучала в фильме «Тотем волка» Жан-Жака Анно. Зал почтил память композитора стоя.
Завершающим аккордом церемонии стало подведение итогов от Никиты Михалкова и его дежурные благодарности прессе, зрителям, команде фестиваля. После чего, рассказав еще пару историй из жизни, Никита Сергеевич объявил фестиваль закрытым и, одарив каждую из ведущих поцелуем (а их было пятеро: Юлия Снигирь, Агния Кузнецова, Александра Урсуляк, Дарья Чаруша и Ольга Сутулова), покинул сцену.
Вечер закончился фильмом Серджо Кастеллитто «Никто не спасется в одиночку».
Мы умышленно не стали рассказывать про красную дорожку, которую принято освещать отдельно, дабы не портить общее ощущение праздника: женщины в джинсах и с авоськами, в сланцах и перьях на голове на этот раз останутся за кадром.