Новый учебный год начался, и BURO. решило узнать у дизайнеров, режиссеров и основателей собственных брендов, как они поступили в иностранный университет. Пора записываться на лекции!
дизайнер, основатель интернет-магазина More is Love
Я училась в Лондонском колледже моды на факультете Fashion Strategic Marketing. До этого я закончила бакалавриат по направлениям «международный бизнес» и «деловое администрирование» и поэтому хотела логического продолжения, но в более узком ключе. Учеба началась в сентябре 2010 года. Переезд был очень приятным, поскольку Лондон я обожаю, и в то время многие мои друзья там учились. Учеба была несложной, особенно после МГИМО. Единственное, что вызывало протест, — иной подход к образованию. Тебе дается все для самообучения, а дальше ты сам! Не могу сказать, что для меня был важен именно иностранный диплом — я в первую очередь хотела получить иной опыт.
Поступить было довольно-таки легко. Главное — предоставить уже имеющийся диплом и пройти стажировку. Сам вступительный экзамен оказался простым. Если честно, процесс учебы я не любила никогда. Бесценным опытом считаю стажировку, поскольку тому, что получаешь во время работы, не научат ни в одном учебном заведении. Думаю, ничто не помогает повзрослеть так быстро, как переезд в новый город, когда все ложится только на твои плечи. Пользуйтесь любой возможностью поработать за рубежом.
Попытайтесь параллельно с учебой работать или стажироваться хотя бы раз в неделю и желательно в любимой индустрии. Научитесь самостоятельно заниматься своим образованием. Читайте все, что попадается на интересующие вас темы, и если это сфера моды, обязательно подпишитесь на BOF. Будьте общительны и дружите со всеми, особенно с преподавателями. Я жалею, что все время общалась с друзьями вне вуза и очень мало времени уделяла тем, кто со мной учился. Задавайте как можно больше вопросов и не ищите зоны комфорта.
Основатель и главный редактор Marfa Journal
Мои родители (и я тоже) всегда хотели, чтобы я выросла и сформировалась как личность уже не в России, поэтому в 17 лет меня отправили учиться за границу. В целом было несложно, я всегда хорошо училась. Я постоянно генерирую идеи, и мне хотелось найти способ воплощать их в жизнь, поэтому я выбрала два направления и училась параллельно — это «фэшн-коммуникации и промоушен», а также «культура, критика и курирование», по которому, как оказалось, задавали много эссе.
Моим направлением в Central Saint Martins College of Art & Design в Лондоне было «мода и коммуникации». По сравнению с экзаменами в российских вузах было легче. Как мне кажется, за счет менее формальной обстановки и отсутствия психологического давления. На начальном этапе у меня были сложности с английским языком — я довольно бегло говорила.
В британских вузах нет такого понятия, как сессия. И как таковых предметов у нас тоже не было, были проекты каждые 2–3 недели. Особенно мне запомнился, конечно, финальный проект: я сделала свой журнал, которым занимаюсь до сих пор. На презентациях мы комментировали и обсуждали проекты друг друга. Нужно было уметь оценить работу других, а также объяснить и защитить свою. Моим любимым преподавателем был директор курса Хивел Дэвис. Он научил нас не опаздывать, профессионально писать и обращаться по рабочим вопросам.
Проводите в университете как можно больше времени — с утра до вечера. Чем дольше вы в кампусе, тем больше знакомств заведете. Общайтесь со всем курсом, потому что они, как и вы, станут дизайнерами, пиарщиками, продюсерами, писателями, стилистами, фотографами. Это люди из индустрии, в которой вам придется работать после или во время учебы. Постарайтесь иногда уезжать на какое-то время в другой город и работать там, чтобы расширить кругозор, понять, как работает индустрия в разных местах, получить дополнительные контакты. Я ездила в Лос-Анджелес и Париж.
маркетолог в Bosco di Ciliegi, основатель Bosco Fresh Fest и Esthetic Joys
Моя учеба за рубежом проходила в несколько этапов. Первый раз меня отправили родители по программе международного бакалавриата. Тогда я жил в школе-интернате, мне было 17 лет. В этом возрасте я никак не мог привыкнуть, что свет и интернет выключали в 10 часов, поэтому я решил вернуться, и свое первое высшее образование получил в РГГУ по направлению «история искусств». А вот магистратуру уже закончил в Великобритании по специальности «маркетинг в индустрии моды».
Мои родители работают в фэшн-ритейле, и я изначально был вовлечен в семейный бизнес. Но не было профильного образования. В тот момент я как раз окончил РГГУ, а моя девушка решила получить специализацию в фэшн-маркетинге и выбрала Лондон. Я решил ее поддержать и поступил вместе с ней в Marangoni Fashion Institute, у которого есть кампусы в нескольких странах, в том числе в Италии, Франции, Китае и Англии. Мы выяснили, что в Лондоне сильная школа бизнеса в сфере моды, поэтому наш выбор пал на британский кампус. Учеба началась в 2015 году.
Туда лучше поступать уже с каким-то бэкграундом, например дипломом бакалавра или с опытом работы по специальности. При поступлении требовались рекомендации с работы, рассказ об успешно реализованных кейсах, сочинение и, конечно, успешно сданный экзамен по английскому языку IELTS. Он, в принципе, несложный — минимальный проходной бал в магистратуру в Англии 7,5 суммарно. Тест я сдал с первого раза и вывез его на разговорной речи.
И еще здорово, что преподаватели не просто теоретики, а практикующие маркетологи. Система образования там такая: студенты, которые получают специальную визу в Англии, должны обязательно посещать лекции. Если ты пропускал больше определенного количества лекций в семестр, то об этом сообщали специальному майору эмиграционной полиции, который мог тебя депортировать. Я лекции посещал.
Моим любимым предметом был creative direction. Мы работали в группах, делили обязанности, занимались арт-дирекшеном, например, организовывали съемки для брендов. Я работал над рекламными кампаниями для Saint Laurent, Furla, agnès b. Последний бренд не очень популярен в России, поэтому мне нужно было предварительно изучить его, провести аудит, выяснить специфику и найти каналы. Потом эти бренды частично использовали наши наработки. В конце обучения я защищал диссертацию о специфике российского модного рынка.
Не могу утверждать, что иностранный диплом сыграл какую-то роль при устройстве на работу, так как я пошел работать в компанию моей семьи. Я хотел быть полезным для своих родителей. Но я знаю, что многие мои коллеги, получившие образование в этом же университете, остались работать в Лондоне в международных компаниях. Так что этот диплом действительно сильный.
Не пропускайте лекции, иначе вас депортируют из Великобритании.
Продюсер, режиссер, сценарист
На момент окончания журфака МГУ я уже несколько лет работала в кино и на телевидении. Я продюсировала разные проекты, но понимала, что знаний мне отчаянно не хватает. Проведя подробный ресерч, я быстро отбросила идею обучения в России и решила ехать в Нью-Йорк.
Так я выбрала New York Film Academy на студии Universal. Изначально я приехала в 2011 году поступать на годовую программу по продюсированию кино и ТВ, но оказавшись в Лос-Анджелесе, я в первый же день поняла, что я дома, где каждый разделяет мою любовь к кинематографу, и решила остаться на два года, чтобы окончить магистратуру. Мне было несложно уехать, я была настолько одержима своей мечтой, что все было как в приятном сне, от которого не хотелось просыпаться. Я никогда до этого не была в Лос-Анджелесе, да и вообще в Штатах, но меня это вообще не волновало. Я свободно говорю по-английски, уже тогда имела неплохое портфолио, поэтому вступительные процедуры были для меня просто еще одним интересным проектом. Будучи продюсером в душе и теперь уже по профессии, я всегда хотела, чтобы все в моей жизни было рационально, вдумчиво и близко к идеалу. Поэтому, если уж тратить несколько лет жизни и приличную сумму денег, чтобы учиться продюсированию, то нужно делать это в мекке кино — в Голливуде.
С переездом я переживала дикое волнение и неуверенность. Первые пару месяцев испытывала невероятное чувство недосказанности, потому что боялась говорить в классе все, что хочу (а поговорить я люблю), опасаясь за свой английский или что просто сморожу глупость. Каждый день дико болела голова из-за того, что все на новом языке, казалось, я никогда не смогу усвоить такой объем новой информации. Но месяца через три это состояние прошло: английский стал почти как родной, а еще через какое-то время мне даже удалось полностью избавиться от акцента.
Вступительные экзамены пролетели незаметно, а вот промежуточные семестровые сессии были непростыми. Мы снимали кучу проектов, где осваивали все позиции: звук, свет, электрику, операторское и сценарное мастерство, монтаж, не говоря уже о стандартных функциях продюсера — составлении бюджета и расписания съемок, заключении договоров с командой, работе с гильдиями и т. д. Продюсер — это главный человек, который должен уметь и знать абсолютно все, что происходит: от девелопмента до дистрибуции проекта.
Самыми сложными и интересными были занятия и экзамены по финансированию и праву. Это был совершенно новый пласт знаний, который я бы никогда не усвоила в России, потому что индустрии (и законодательства) отличаются кардинальным образом. Но самым трудным, пожалуй, было написание финальной диссертации на 500 страниц, которая консолидировала все полученные знания и опыт. У меня не было нелюбимых предметов, я всегда бежала в школу с радостью, но если выделять что-то одно, то, пожалуй, это было право. Легальные вопросы в принципе являются фундаментом всего в Америке, и мне дико нравилось разбирать известные исторические кейсы, которые легли в основу той индустрии, что мы имеем сейчас, а также учить актуальные законы и правила. Я обожала всех своих преподавателей, каждый из них профессионал в своем деле и делился бесценным опытом. Но хочется рассказать про одного, чей совет я запомню на всю жизнь.
Через пару лет после окончания NYFA я решила пойти поучиться в Калифорнийский университет, послушать новых профессоров и людей из индустрии. У нас была серия лекций по стратегическому мышлению, которую вел Говард Сабер, преподающий в UCLA больше 50 лет и выпустивший не один десяток известнейших голливудских деятелей. На одной лекции он сказал:
И чем дольше я живу в Голливуде и пытаюсь достичь своей цели, тем отчетливее я понимаю, что Говард абсолютно прав. После обучения моя жизнь разделилась на до и после. Это образование дало начало новой жизни, помогло заново осознать себя в контексте других людей и мира вокруг, помогло глубже понять свою профессию и жизнь в целом.
Единственное, что я могу посоветовать людям, решившим учиться кино, — важно отчетливо понимать, что вы не хотите заниматься ничем другим. Это невероятно сложная и часто нелогичная индустрия, потому что искусство вообще не может быть однозначным. Поэтому если можете не делать кино, не делайте. На обучении в NYFA и UCLA главное быть абсолютно openminded. Оставьте дома свой менталитет, свои суждения и стереотипы, свои прошлые навыки и знания, свои привычки и предубеждения. Просто примите их правила игры и откройтесь новому опыту и знаниям.
Основатель винтажного магазина More is More, основатель и дизайнер ювелирного бренда Kaloskagathosxxi
Я закончила бакалавриат в John Cabot University в Риме по направлению «история искусств и коммуникации». Плюс, провела семестр в San Jose State University в Калифорнии. Из российского вуза, кажется, я перевелась в конце 2012 года, и закончила учебу в 2015-м. Уехать было просто: и морально, и в плане подготовки к поступлению. До этого я уже училась в Японии и США по школьным программам и знала чего ожидать.
Я переехала в Италию из сырого и темного январского Петербурга. В Риме цвели апельсины, и я была самой счастливой девочкой на свете, которая как будто попала в Хогвартс.
Учиться за рубежом я решила не ради иностранного диплома. Наоборот, родители запугивали меня отсутствием российской корочки (что никак не сказалось на моей дальнейшей жизни). Важной была именно система образования, которая мотивирует на развитие, поощряет креативность, собственные идеи и ценит честность. В России, например, все списывали, и это было чем-то обыденным. Однокурсники даже хвалились своей изобретательностью в шпорах, а не давать списать считалось низким поступком.
На западе, напротив, списывание — это позорный плагиат. За такое отчисляют, а за пропуски и отмалчивание на парах снижают оценку. На большинстве занятий участие в дискуссии — это 10–15% твоей оценки. Нам давали много групповых заданий, чтобы научить нас работать в команде. Это также повышает интенсивность обучения. Постоянная вовлеченность заставляет тебя думать, анализировать, интересоваться.
В Европе и Штатах нет жестких вступительных экзаменов, главное — качество твоего мотивационного письма, в котором нужно убедить университет, что ты ценный для них студент. Есть тест TOEFL, мотивационные письма, некоторое количество бюрократических бумажек. Госов тоже нет, слава богу. Сессии мы сдавали за неделю. Если весь семестр ты исправно учился и делал многочисленные домашние задания, участвовал в дискуссиях и писал самостоятельные исследования, то подготовка к экзамену даже не требовалась. Самыми сложными для меня были первая сессия, потому что я по привычке не особо старалась в течение семестра, и последняя, когда я писала диплом, проходила преддипломную практику и работала на трех работах (из-за кризиса в 2014–2015 годах).
А еще я научилась веб-программированию, что мне пригодилось, когда я запускала свой бренд. Было много прикладных предметов, цель которых — подготовить тебя к работе.
Любимым предметом было «кураторство музеев и галерей» с Илларией Джанни. Мы работали с довольно известными римскими художниками, и группами по 4 человека снимали о них документальный фильм. Этот проект помог «внедриться» непосредственно в местную тусовку. Помимо общего расписания у нас также была возможность ходить на лекции приглашенных знаменитостей (у нас даже Тони Моррисон выступала!). А с преподавателями искусствоведения по вечерам мы собирались на крыше, говорили об эротике Ренессанса, а потом все запивали вином на университетские деньги. Эти вечера, наверное, я помню лучше всего — это был такой романтичный клуб гуманитариев.
Я влюбилась в нашего декана Памелу Хэррис. Она у меня вела курс по юриспруденции, который назывался Freedom of speech in comparative prospective. Так усердно я никогда не готовилась к лекциям со скучными юридическими текстами. А в своей выпускной работа под ее руководством я рассматривала стигматизацию женского тела в законах о свободе слова — тема крайне актуальная и наболевшая, но не каждый профессор готов такое поддержать.
Несмотря на камерность, это одна из лучших в Европе программ по искусствоведению, если использовать все ресурсы, которыми она располагает.
В свой выпускной я четко осознала, что перевод в иностранный вуз был лучшим решением за всю мою жизнь. Просто будь максимально активным и прилежным во всем, что ты делаешь, и тебя заметят и помогут!
Абитуриенту я советую поработать в римских академиях, ходить на открытия выставок, посещать открытые лекции, участвовать в обменных программах и каждый семестр проходить стажировки (с этим помогут преподаватели и отдел трудоустройства в университете).
Режиссер, актриса
Я училась в Колумбийском университете в Нью-Йорке в магистратуре, изучала финансы. Это было в 2014 году. Было не очень сложно поступить: сдала TOEFL, предоставила свои кредиты из МГИМО, написала вступительные сочинения (почему хочу поступить именно туда, мои мечты и т. д.). Помню, что готовилась, но не могу сказать, что было невероятно сложно. Самое сложное — сдать на высокий балл TOEFL, потому что здесь недостаточно подготовки, нужно учиться. Я не хотела иностранный диплом: мне было 19, я смотрела «Сплетницу» и очень хотела жить в Нью-Йорке.
В процессе учебы ты сначала сдаешь экзамены по необходимым предметам, а потом можешь брать дополнительные, которые интересны именно тебе, — я взяла испанский, зарубежную литературу, историю театра и историю кино. Оказавшись в Нью-Йорке, я стала часто ходить на Бродвей, и просто влюбилась. Поэтому взялась изучать дополнительные предметы вообще не по своей специальности. История кино был моим самым любимым.
Круто, что Колумбийский университет находится в городе, а не как Гарвардский, например, он все-таки изолирован. Ты будто находишься в центре вселенной.
В Колумбийском все преподаватели крутые — одного выделить не могу. С дипломом из университета Лиги Плюща я сразу попала в консалтинговую компанию в России, в которую мои друзья из МГИМО так и не смогли устроиться. У меня не было огромного багажа знаний, но опыт учебы за рубежом подарил предложения от многих известных фирм. Учеба стала для меня классным опытом, когда живешь один и начинаешь подрабатывать (я подрабатывала моделью и репетитором русского языка). Зарабатывала себе на шампанское, которое мне не продавали!
Подготовка к TOEFL займет больше всего времени и ваших сил, поэтому нужно учить язык.
дизайнер
Я заканчивала третий год Британки (БВШД) в The University of Hertfordshire по специальности Fashion Design Womenswear. Затем я проходила летнюю школу профессионального конструирования одежды в Central Saint Martins. Выбрала моду, потому что поняла, что не хочу быть графическим дизайнером и сидеть за компьютером каждый день. Хотелось создавать что-то в 3D-измерении. Это было чудесное время. Мы отправились в Англию почти всем курсом, поэтому было легко уехать и легко остаться. Тогда еще существовал тип визы, по которому выпускникам любого вуза в Великобритании давали два года на то, чтобы поработать, постажироваться и сориентироваться. Нам очень повезло!
Сейчас остаться в Англии, не инвестируя в это больших денег, кажется невозможным. Меня всегда привлекал британский подход к высшему образованию, он построен не на «правильно» и «неправильно», а на поощрении твоего индивидуального «почему?» и любопытства. Поскольку мы переводились, вступительных экзаменов у нас не было. К завершению финального года бакалавриата нам необходимо было сделать коллекцию из шести образов и написать диссертацию. На все это нам выделили безупречно структурированный год учебы.
Коллекция, казалось, должна была стать высказыванием всей твоей жизни до этого года и повлиять на всю жизнь после выпуска. На самом деле это всего лишь секунда в масштабах жизни. У нас было только два предмета на последнем году обучения — Fashion Design и Critical and Cultural studies. Мне больше нравилась, пожалуй, работа в студии, но и читать книги по теории моды и культуры тоже было здорово.
В CSM, куда я поступила после, на курсе конструирования мне больше всего понравилась сессия с Камиллой Росси. Она конструктор, работала в Alexander McQueen и Victor & Rolf Couture. Она делилась с нами невероятными секретами конструирования сложных вещей. С ней казалось, что в этом нет ничего сложного, все возможно, если немного подумать и сделать пару макетов.
Мой любимый преподаватель и друг — Дэвид Пул, он преподавал нам в Хартфордшире. Он всегда был честен и не боялся критиковать (конструктивно). Это очень важно и способствует росту студента. Мне безумно интересна его исследовательская деятельность сейчас — он изучает креативность и методы планирования будущего с учетом своих страхов, ресурсов и всех внешних факторов. Сложно объяснить в двух словах.
Специфика британского образования состоит в том, что там тебя учат критически мыслить. Размышлять о своей практике (одежда, искусство, что бы это ни было) в контексте современного культурного и социально-политического климата. Если ты что-то делаешь, делай это осмысленно и с чувством личной ответственности.
Наверное, в любой вуз стоит поступать с намерением работать, приходить рано, уходить поздно и быть открытым к критике. Надо идти на стажировку во время обучения или сразу после. На своих стажировках я выучила намного больше, чем в самом университете.
Другие истории
Подборка Buro 24/7