Полина Павлова
адвокат, партнер юридической группы «Гришин, Павлова и партнеры»
По закону информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе в форме и объеме, достаточном для его идентификации. Это требование касается и персональных страниц пользователей соцсетей, однако в большинстве случаев не исполняется.
В Роскомнадзоре обсуждается инициатива конкретизировать и распространить его не на всех пользователей социальных сетей, а только на тех, чья ежедневная аудитория превышает одну тысячу человек.
Если данные требования будут введены, то дополнительно законодателю необходимо будет предусмотреть соразмерную ответственность за непередачу персональных данных таким пользователем, а также механизм контроля за достоверностью полученных данных в уведомительном порядке. Ведь если это не урегулировать, то, даже если эта инициатива будет принята, маловероятно, что она будет работать в полной мере.
По сути, никаких рисков для добросовестных пользователей инициатива не несет, так как персональные данные планируется представлять в уведомительном порядке. А если такой пользователь действительно будет распространять недостоверную информацию или фейки, то при надлежащем предоставлении им его персональных данных будет проще привлечь его к ответственности. В то же время инициатива направлена на борьбу с анонимными пользователями, у которых больше возможности безнаказанно распространять фейки в связи с отсутствием контроля.
Эта инициатива рассматривается в рамках обсуждения ко второму чтению законопроекта об обороте сим-карт. В первом чтении проект был принят Госдумой в июне, на тот момент в тексте проекта и в пояснительной записке подобное не упоминалось.
Анастасия Зыкова
управляющий партнер Key Consulting Group
На данный момент текст законопроекта не содержит норм, посвященных обязательному уведомлению Роскомнадзора блогерами. Сейчас это только инициатива, обсуждаемая с целью внесения поправок в законопроект ко второму чтению. Предполагаем, что эти поправки действительно могут быть внесены, а после закон имеет шансы вступить в силу.
Пользователь, страница которого имеет более тысячи посетителей за день, будет обязан уведомить Роскомнадзор, иначе он не сможет предоставлять рекламные услуги. Однако, повторюсь, на данный момент эти правила только обсуждаются и не внесены в текст законопроекта.
Основная цель — преодоление анонимности в социальных сетях и повышение контроля за информацией.
На данный момент предполагается, что лица, не уведомившие Роскомнадзор, не смогут предоставлять рекламные услуги.
12.07.24, 16:35