В начальной сцене вышедшего недавно на экраны сиквела к культовому фильму «Трейнспоттинг» Рентон повторяет свой начальный монолог — «Выбирай жизнь». Однако на сей раз главный герой вместо «телевизоров, стиральных машин и электронных открывашек» предлагает выбирать «фейсбук, твиттер, инстаграм» и «надеяться, что кому-то не все равно». И действительно, за то время, что мы не видели Рентона, Сик Боя, Спада и Бэгби, социальные сети стали самой важной индустрией, изменили наше мировосприятие и поведение.
Что соцсети сделали с нами
Ученые уже доказали прямую связь социальных сетей с активностью в «центрах удовольствия». Специалисты Центра работы мозга Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели мониторинг активности мозга 32 участников при использовании инстаграма. «Когда участники замечали повышение в количестве лайков на их фотографиях, мы регистрировали заметное повышение в активности подкорковой области (nucleus accumbens), отвечающей за те же реакции, которые происходят, когда мы видим фотографию любимого человека или выигрываем деньги в лотерею, — рассказала автор исследования Лорен Шерман. — Это означает, что наши нейронные центры вознаграждения, развивающиеся в подростковом возрасте, быстро реагируют на количество лайков как на подтверждение того, что наше сообщение или фотография оказались эффективными, привлекли большое внимание. Это же объясняет, почему так много подростков пользуется социальными сетями — к подобной стимуляции очень легко привыкнуть».
При этом социальные сети меняют даже то, как работает наш мозг, особенно его пластичность — то, как он растет и адаптируется. «Как только человек обучается чему-то новому, меняется сама нейронная сеть в его мозгу. Мозг человека, который научился жонглировать, уже отличается от мозга человека, который этому не обучен, — объясняет профессор лондонского университета Биркбек доктор Ироиза Дюмонтель. — Похоже, что мозг адаптируется и к использованию социальных сетей. К примеру, в наших опытах мы заметили, что люди, часто пользующиеся инстаграмом, хуже определяют настроение других по выражению их лица. Но при этом им лучше удается определять общее настроение в группе».
Режиссер Кейт Блэкмор в своем документальном фильме «Стеклянная спальня» рассматривает изменения, которые происходят с пользователями социальных сетей. Название фильма было позаимствовано из статьи социального теоретика Эрики Пирсон — этим термином она описывает ситуацию, в которой оказались все пользователи соцсетей сегодня: с одной стороны, мы делимся с широким кругом людей событиями из личной жизни, а с другой — сохраняем дистанцию.
Почему красивая жизнь всем надоела
Пользователей с каждым годом становится все больше, а правды — меньше. Чем популярнее аккаунт, тем сильнее настоящая жизнь его автора отличается от публичного образа. Чтобы всем нравиться, блогеры исключили из своих аккаунтов неприглядную реальность, подыскали оптимальные ракурсы для селфи и научились самих себя мифологизировать. Розовый фон и глиттерные подмышки? Это отлично. «Витчхаусные» шмотки, черные губы и униформа adidas из 90-х? Еще лучше! Хотите космическую пиццу на губах? И это не проблема. Главное — чем ярче, тем лучше.
Со временем это привело к тому, что поколение, взращенное исключительно на общении в социальных сетях, захотело чего-то иного — более близкого к тому, что их окружает в повседневности. Появился новый вид популярных блогеров — которые продают себя «такими, какие есть» и иронизируют над толпами мейкап-гуру и фэшн-блогеров. Их видео — максимально неподдельные, зачастую сделанные спонтанно, без сценария, хорошего освещения или камер. Одним из самых популярных пользователей такого формата стала Виктория Матросова, она же Виктория Коха, визажист, делающий для своих подписчиков «гадания». Коха — идеальный пример «новой искренности», пользователей, артистов и медиаперсон, которые рассказывают настоящие истории вместо того, чтобы фотографировать подарки от рекламодателей.
Что публиковать в социальных сетях теперь
Эта новая жажда искренности и есть главный тренд 2017 года, что бы нам ни говорили про контуринг шеи и глиттер на губах. Именно за этим приходят в сеть «ВКонтакте» — послушать записанные на лэптоп речитативы начинающих рэперов и посмотреть пособия «как сделать макияж как у Фей Винкс» от 13-летних мейкап-гуру. Эта закономерность неудивительна — если верить результатам еще одного исследования эффектов социальных сетей на человеческий мозг, проведенных в 2014 году учеными Висконсинского университета в Мадисоне, постоянное ощущение того, что за тобой наблюдает твоя читательская аудитория, приводит к быстрому переутомлению и стрессу. К нему добавляется и одержимость оставаться в курсе всего происходящего в жизни твоих друзей — так называемый «FoMO» — «синдром страха, что ты все пропускаешь». В результате в эпоху массовой коммерциализации соцсетей, когда каждый пост обладает своим бюджетом и продакшен-командой, больше всего хочется увидеть что-то настоящее.
20.03.17, 10:47