Украшенный к праздникам город, закрытые магазины и кафе, еда навынос, люди в венецианских масках и новая функция Диснейленда — журналистка, совладелица галереи Tonka и парижанка Наталья Кудрявцева рассказывает BURO., как проходит второй локдаун во французской столице.
Reconfiement — слово, которое было на устах у всех французов, начиная с сентября. Все так боялись нового локдауна, что постоянно о нем говорили. И вот его ввели: 28 октября президент снова выступил в прямом эфире и сказал, что ситуация в стране очень тяжелая, места в больницах заканчиваются и пора бы всем снова посидеть дома. Так начиная с 1 ноября мы снова перешли в режим самоизоляции, а именно: закрылись магазины и кафе, всех попросили по максимуму перейти на удаленку, и для каждого выхода из дома снова нужна бумажка — аттестасьон с пометкой о том, куда и зачем вы идете.
Хотя новость и произвела бурю эмоций, на деле новый конфинман оказался не таким уж и ужасным: на улице в этот раз гораздо меньше полиции, документы не проверяют (а в первый раз проверяли на каждом перекрестке), и в целом жизнь кажется нормальной.
Множество людей гуляет в Люксембургском саду несмотря на тяжелую ситуацию с коронавирусом, 14 ноября 2020
Монмартр, 12 ноября 2020
Теперь по выходным площадь Вогезов превращается в детскую площадку, чего никогда не было: обычно это довольно спокойное место, где тихо отдыхают студенты и жители Маре. Но в этот карантин дети ходят в школу, поэтому уехать из города многие семьи просто не могут, а сходить тоже особо некуда. Парки, к счастью, в этот раз оставили открытыми, и все туда выдвигаются на рандоне выходного дня.
журналист:
«В этот раз локдаун все же не такой „закрытый“, как прошлый: детей и взрослых на игровых площадках, в парках и садах навалом. Из смешного: я неожиданно обратила внимание, что люди в моем районе стали выходить на улицу в самом неожиданном прикиде. Видела девушку в шубе, накинутой на ночную рубашку и шлепанцах на ногах, парня в трусах и майке в ноябре, что впечатляет. Еще у меня тут ходит дивная дама продвинутых лет в венецианской маске, закрывающей верх лица, и медицинской, закрывающей низ лица. Стало неожиданно много моложавых бабушек с внуками в кенгуру. Я сначала усомнилась, что это бабушки, но разговорилась с одной — все же бабушка. Ее дочка вынуждена ходить на работу, а бабушка работает дистанционно и заодно гуляет с внуком, который висит у нее на пузе. Заметила также, что некоторые маленькие магазины все же работают вопреки всем запретам. Отчаянные».
Все магазины в Париже закрылись, однако в этот раз более творчески подошли к ситуации. Многие книжные, например, обустроили прилавок на улице: то есть зайти внутрь нельзя, но можно попросить вынести книгу и оплатить ее в дверях. Некоторые выкладывают новинки на витрину с вручную написанной краткой рецензией к каждой книжке и ремаркой вроде «Извините, мы закрыты, поэтому не можем пригласить вас внутрь, порекомендовать вам книгу и дать ее полистать, но вот вам короткое описание наших любимых книг, вдруг вы захотите что-то купить». В супермаркетах книжные отделы тоже закрылись то ли из-за запрета, то ли из солидарности с книготорговцами.
Небольшие магазины работают по принципу Click & Collect, то есть можно заказать вещь на сайте, а потом зайти и забрать в магазин. Например, Над Ют, владелица небольшого бутика вещиц для дома Maison by Nad Yuht на оживленной улице Шаронн, рассказала, что за время первого локдауна реактивно запустила интернет-магазин и вечерами теперь пакует заказы в своей студии.
Туристические улочки с модными магазинами выглядят непривычно пусто, некоторые даже убрали все с витрин и из зала — видимо, чтобы не провоцировать грабежи. Большие универмаги подошли к проблеме совсем радикально и ввели новую опцию: онлайн-шопинг со стилистом, где стилист ходит по пустому универмагу, а покупатель следит за ним через экран телефона. Например, Printemps активно продвигает новую услугу, которая, кстати, доступна даже на русском языке, как и на китайском, видимо чтобы не терять основную целевую аудиторию магазина.
Универмаг Printemps, ноябрь 2020
Парижане покупают еду на вынос, 5 ноября 2020
Кафе, кстати, в этот раз тоже пришлось перестроиться. Теперь некоторые парижские брассери делают еду навынос, что вообще-то нонсенс для них. Выглядит это довольно жалко: на улице выставляется стол с белой скатертью, а на нем утиный конфи, тартар или луковый суп в запотевших пластиковых упаковках и официанты с траурным выражением лица рядом.
Во Франции очень развита культура хождения в гости, и в этот раз, кажется, многие себе в этом удовольствии не отказывают и перемещаются по городу, несмотря на все запреты, потому что полиции тоже надоело свирепствовать. Другая версия, что они получили указ от правительства не раздражать легко воспламеняемых французов, чтобы не случилось новых демонстраций и митингов, которых, кстати, в 2020 году было значительно меньше, чем когда-либо во Франции. Еще один вариант: у полиции сейчас более серьезная задача — обеспечить безопасность после недавних терактов.
Елисейские поля в рождественских огнях, 22 ноября 2020
Одно очевидно: если раньше в полночь в Париже было множество прогуливающихся людей, выпивающих в кафе и на бордюрах, то сейчас улицы совсем пустые, можно встретить разве что пару человек, выгуливающих собак, а из окон периодически доносятся звуки домашних вечеринок, которые хоть и запрещены, но tolerées: власти предпочитают не обращать на них внимания.
Этой осенью новые теракты прошлись по разным городам Франции и даже захватили обычно спокойную и безопасную Австрию. После жестокого убийства школьного учителя Самюэля Пати на северо-востоке Парижа в Ницце террорист напал с ножом на прихожан базилики Нотр-Дам, в Авиньоне другой экстремист атаковал священника и полицейских. Чуть позже в Вене террорист открыл стрельбу в самом центре города.
Ровно 5 лет назад во Франции тоже произошли страшные теракты: взрывы у стадиона Стад де Франс, стрельба у ресторанов Пти Камбодж и Лё Карийон, пиццерии Ла Каза Ностра, кафе Ла Белль Экип, взрыв в Контуар Вольтер и, конечно, ужасное нападение в Батаклане со множеством погибших и раненых людей. В этот «юбилейный», если можно так сказать, год парижане приносили цветы к этим местам, а многие несли по несколько букетов — за тех, кто не смог прийти из-за карантинных ограничений.
Музеи и галереи тоже были вынуждены закрыться: все вернисажи перенесены, выставки продлены, а культурные институции активно осваивают диджитал. Так, Лувр транслирует лайв-концерты и каждый день рассказывает про один из своих экспонатов на сайте и проводит онлайн-экскурсии, а фонд Луи Виттона перевел крайне популярную выставку Синди Шерман в онлайн до предполагаемого открытия музея (1 декабря). Маленькие галереи остаются открытыми только для рандеву.
владелец галереи и книжного магазина Ofr:
«У нас есть еще один магазин в Южной Корее, и поэтому мы можем сравнивать, как правительство решает проблему пандемии в разных странах. В Южной Корее, например, государство отлично справляется с проблемой без повсеместного закрытия магазинов, бутиков и ресторанов, а во Франции, очевидно, дела совсем плохи, раз снова пришлось все закрыть. Мы в ярости от этого, потому что видим, как все проходит в других странах.
Сейчас мы работаем в режиме киоска или Click & Collect, как это принято называть, то есть мы не можем пускать покупателей внутрь магазина и галереи, и мы все разместили на витрине. Вот, например, оригинальная фотография Паоло Роверси, которую можно купить. Люди тоже получили распоряжение не выходить из дома, поэтому на улице очень мало народу, и даже если мы и открыты, посетителей все равно почти нет.
Вторая проблема, более обширная, — это то, что президент Макрон был поставлен на свой пост очень богатыми людьми, и они за этот год разбогатели еще больше. К тому же выяснилось, что эти люди не должны закрывать свои магазины. Получается, президент служит только тем, кто инвестировал в него».
Кстати, о будущих локдаунах во Франции теперь судят по расписанию Диснейленда. Оказалось, что там все знают о планах правительства, потому что еще до объявления локдауна #2 на сайте Диснейленда опубликовали расписание на ближайшее время: закрыт с 30 октября по 18 декабря, а потом снова закрыт с 4 января по 12 февраля. Правда после огромного инфоскандала на эту тему, Диснейленд снял с публикации даты открытия в январе и феврале.
Париж уже весь украшен к Рождеству и Новому году, витрины больших универмагов и маленьких магазинчиков пестрят декорациями, но купить пока что ничего нельзя: остается только формат windows shopping. Хорошие новости тоже есть: обещают, что с 1 декабря все начнет потихоньку открываться, чтобы торговцы не упустили самый важный и прибыльный сезон в году, а люди могли порадовать себя и близких на праздники. Но, судя по «источникам» Диснейленда, сразу после Нового года парижан ждет третий по счету карантин.
UPD: вечером 26 ноября Макрон объявил, что с субботы Франция постепенно выходит из локдауна в три этапа: с субботы можно будет гулять в течение 3 часов и на расстоянии 20 км от дома, откроются магазины. С 15 декабря больше не нужно будет каждый раз подписывать аттестасьон, но останется комендантский час (кроме праздничных дней 24-го и 31-го), откроются музеи, кинотеатры и театры. И с 20 января (если все будет хорошо) заработают рестораны, бары и фитнес-центры.
24.11.20, 16:31
Другие истории
Подборка Buro 24/7