Даша Струк и Катя Сиденко — о том, как избавить мир от лишнего мусора
Пару месяцев назад на Земляном Валу открылся магазин «Котомка», где все — от товаров до лекций, с которыми выступают блогеры и активисты, —завязано на концепции zero waste и экологичном образе жизни. Создательницы «Котомки» Даша Струк и Катя Сиденко рассказали BURO. о том, как их новый проект позволит нам без особых усилий стать осознаннее и сократить количество лишнего мусора.
О собственном проекте, посвященном zero waste, мы задумались после приезда в Москву Беа Джонсон (создательница концепции zero waste, автор книги «Без отходов», посетила Москву с выступлением в мае 2018 года. — Прим. BURO.). Начали много читать, изучать тему.
А само открытие у нас произошло довольно стихийно. Мы знали, что магазин zero waste нужен нам и людям из нашего окружения, которым близка эта идея, но, скольким еще это может быть интересно, мы не представляли, статистики не было. Оказалось, история актуальна для многих.
Пока что люди приходят прежде всего в нашу кофейню — потом видят магазин. Уже появляются постоянные клиенты. Многие отказываются от стаканчиков, что очень круто!
Когда мы запускались и только начинали рассказывать о zero waste, люди думали, что все сводится к тому, что «пластик плохо — его в переработку». Но эта история намного глубже. Она о том, чтобы отказаться от всего одноразового — хлопковых дисков, пластиковых трубочек, бумажных стаканчиков, пакетов, пластиковых зубных щеток. Zero waste — о том, чтобы сокращать ресурсы, отходы, использовать многоразовые предметы в быту. Быть хитрее!
Как? Начать с чего-нибудь одного. Например, не брать пакеты. Можно заменить обычную зубную щетку на бамбуковую. С многоразовыми ватными дисками многим будет сложновато, кто-то может не понять, подумать, что на них куча микробов. Но заменить щетку на бамбуковую не составит труда. Купите шопер и ходите с ним за продуктами, чтобы не брать на кассе пакеты. К нам заходила девушка, которая сшила себе сумку из старой шелковой пижамы, — это про подход. Одна из нас долго не могла купить кипкап и ходила с в меру колхозной банкой из-под джема. Все просто.
Во всем, что касается экологии, должна быть не только личная инициатива отдельно взятого человека, но и государственная поддержка. Тогда у людей, грубо говоря, другого выбора не будет, это же закон. В России около 15 лет назад появился тренд на экологичность, не так давно начали устанавливать контейнеры по раздельному сбору мусора, это все набирает обороты. Сколько потребуется времени — вопрос. У нас сложная страна. В Москве количество людей, качество жизни, зарплаты — все выше. Даже в Питере другая ситуация, не говоря о других городах поменьше. Все это должно учитываться. Необходимо ввести налог на использование одноразового мусора. Должно появиться больше перерабатывающих заводов, построенных и работающих по европейским стандартам. Это не та история, когда какой-то один миллионер вложился, — это требует системной поддержки на государственном уровне.
Для нас важен особый стиль, эстетика. Открыв двери «Котомки», мы столкнулись не то что с агрессией, а с пренебрежением. Некоторые говорили: «Раз такое красивое пространство, то это что-то ненастоящее». Что это история не про zero waste, а про хайп. Мы до сих пор не понимаем, почему приятный магазин может быть чем-то плохим. Обычным магазином, заставленным стеллажами, мы не можем представить себе «Котомку». Целью было создать пространство для встреч единомышленников, лекций и мастер-классов, кинопоказов — для определенного образа жизни.
Нам нужны миллионы людей, которые откажутся от пакетов, зубных щеток, от всего, от чего не так сложно отказаться. Пусть это начнется с чего-то попсового, хайпового, важно по-настоящему загореться и начать копать глубже. Нам нравится, что zero waste считается трендом, мода — классная штука, которая может двигать идею в массы. Главное, чтобы как можно больше людей не забыли через две недели, что посмотрели документалку, где гибнут животные и тают ледники.
Лучше всего у нас продаются кипкапы и многоразовые трубочки для них. Хорошо берут менструальные чаши, мешочки, сетки и щетки. Все шитье — нашего производства. Стараемся делать все в ярких цветах, чтобы раскрасить серые будни. Косметика: например, сухие шампуни ручной работы, которые делают в Питере. Осенью мы планируем представить свой собственный бьюти-бренд, под которым будем выпускать минеральные тени, румяна, пудры, сухие корректоры. Возможно, они не заменят полностью дорогую косметику, но для ежедневного использования подходят отлично. Еще в «Котомке» можно купить еду: цены ниже, чем во «Вкусвилле», и выбор больше.
Мы пока не видим сформированного комьюнити вокруг концепции zero waste. Мы общаемся с разными ребятами, все друг друга знают, но пока это не комьюнити. Наверное, еще слишком мало времени прошло. Мы как раз хотим создать это комьюнити с помощью «Котомки» — у нас есть лекторий, и мы довольно активны.
Мы привыкли жить так, как нас научили родители. Многие из нас живут в мегаполисе, вдали от природы. Все знают о глобальном потеплении, парниковом эффекте, но, когда ты всего этого не видишь, когда у тебя дом, работа, учеба, проблемы, тебе просто не до того. Поэтому про парниковый эффект думаешь: «Ну, наверное, это будет не на моем веку». Надо понять, что идеального мира не будет, но будет хорошо, если человек станет осознаннее и трепетнее относиться к вещам и людям, которые его окружают. Этого уже будет достаточно.
«Котомка»
Адрес: ул. Земляной Вал, 14–16, стр. 1
Instagram
Другие истории
Подборка Buro 24/7