В Москве появился первый фестивальный город, построенный по всем правилам европейских поп-ап-маркетов. Кто стоит за этим и что в действительности представляет собой летний городок? Мы решили разобраться
Мы видели эти деревянные постройки и на «Ласточке», и на прошедшем в минувшие выходные «Пикнике "Афиши"», и увидим их еще не раз до конца лета. Михаил Семенов, основатель компании Qbik, ответственный за возникновение большого модульного городка, который сегодня интегрируется в любое фестивальное пространство, рассказал нам о том, из чего состоят всеми нами облюбованные фестивальные площадки. Его ответы на самые простые «как» и «почему» дадут представление и об «изнанке» любого масштабного городского события, и о том, сколько усилий требует организация фуд-корта, маркета и любого другого пространства в традициях фестивальной культуры.
Как устроена фестивальная площадка?
Современная фестивальная площадка включает в себя определенный набор необходимых тематических зон — модулей, которые востребованы практически любым фестивалем, вне зависимости от того, чему конкретно он посвящен. Это, конечно, зона фуд-корта и зона маркета, в которой может быть представлена любая продукция, вписывающаяся в концепцию мероприятия. Летний фестиваль трудно представить без лаундж-зоны: здесь можно передохнуть, позагорать или, напротив, спрятаться от жары, которая последние несколько недель не отступает. Посетители городских событий — люди молодые и нередко семейные: им важно, чтобы была предусмотрена и отдельная игровая зона для детей. Часто на фестивалях предусматривают ВИП-зону со специальными условиями обслуживания посетителей и отдельным входом (такая как раз раскинулась неподалеку от главной сцены «Пикника "Афиши"»). В центре фестивальной площадки, где находится сцена, важно предусмотреть и технические возможности для размещения генератора, где можно также складировать необходимое оборудование. Ну и информационные поинты, которые выполняют функцию навигации и подробнее знакомят гостей с площадкой. Все эти модули связаны между собой единой архитектурной и дизайнерской концепцией.
Освещение — важная составляющая. Если у вас запланирована вечерняя или даже ночная программа, о ней никак нельзя забывать. Причем, если в теплый период темнеет после 21:00, то в зимнее время темнота наступает уже после 16:00. Предусматривается два типа освещения: функциональное — благодаря которому зритель может увидеть и рассмотреть все, что ему нужно (например, что происходит на сцене), и декоративное — оно является частью архитектурной концепции и подчеркивает декораторские решения. Вечерний фестивальный город благодаря этому имеет свое очарование.
С чего начинается планирование пространства?
С осмотра площадки и ее анализа с точки зрения ландшафта. Если это, например, парк, следует учесть наличие холмов, деревьев, аллей, которые могут помешать расстановке оборудования. Если же говорить про электричество и коммуникации, то, естественно, они все должны быть убраны в специальные капы. Огонь, вода, электричество — все необходимо изолировать. Если, например, мы должны установить мангалы, то делаем это обязательно в отдельной зоне, к которой нет доступа для посетителей.
При организации фестивального городка очень важно продумать и организовать клининг. В противном случае уже за пару часов площадка рискует превратиться в огромную свалку. Важно рассчитать как количество мусорных боксов на площадке (они у Кьюбика тоже есть), так и необходимое число людей, которые будут следить за чистотой. Существует специальная пропорция, сколько требуется персонала для уборки на потенциальное количество посетителей, обычно это 1 клининг-специалист на 1000 человек.
Какие главные сложности стоит учесть при построении такой огромной площадки?
Главные сложности могут возникнуть, если изначальный анализ проведен некорректно и не учтены все особенности ландшафта. Изначально у нас на площадку выезжает вся команда, включая архитектора и технического директора. Важно максимально эффективно использовать функциональные возможности открытых пространств, а также сэкономить место на газонах. Чем хороши Кьюбики? Они имеют минимум точек соприкосновения с землей, так что клиент не портит газон и не платит штрафы площадке.
Грамотное зонирование — это первое условие организации. Например, если вы ожидаете большое количество людей — от 5 тысяч — то фуд-корт лучше разделить на две части, чтобы не было скопления в одном месте.
Какой видится самая амбициозная постройка? Есть ли в планах или, возможно, есть уже существующие примеры?
У нас сейчас два основных амбициозных проекта. Это недавно прошедший в «Лужниках» новый фестиваль «Ласточка», где мы полностью застраивали площадку фуд-корта, и семейное пространство Selfmama & Qbik, и уже традиционный, исторически важный для нас «Пикник "Афиши"». С него мы начинали и каждый год стараемся именно здесь показывать наши новые возможности. Есть еще один проект, о котором я пока не могу рассказывать подробно. Но поверьте: такого еще не было. «Китайская деревня» в горах. Там мы будем обеспечивать полное функционирование площадки, 100 % возможностей Кьюбика, включая электрификацию, администрирование, наполнение фуд-корта и маркета участниками-агентами, разработку программы, привлечение артистов. Фестивальный город, способный одновременно вмещать до 10 тысяч человек, будет функционировать полгода. Думаю, подробнее все планы мы сможем раскрыть в начале осени.
Другие истории
Подборка Buro 24/7