Премьерный и премиальный: как выглядит кинотеатр «Художественный», открывшийся после семи лет реконструкции

Завтра в Москве после ремонта открывается «Художественный» — один из главных столичных кинотеатров, расположенный в самом центре города, не работал с 2014 года. Мы побывали в «Художественном» и в десяти тезисах рассказываем о его кинопрограмме (кураторской), интерьерах и экстерьерах (исторических), планах (амбициозных) — и тех, кто отвечает за его преображение.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОЕКТУ ФЕДОРА ШЕХТЕЛЯ


«Художественный» — старейший московский кинотеатр (или «электротеатр», как говорили до революции, — такая надпись теперь есть на фасаде). Он открылся еще в 1909 году, а в 1912–1913 годах здание перестроил архитектор Федор Шехтель, создатель особняка Зинадиды Морозовой и Ярославского вокзала. Именно к шехтелевскому проекту старались вернуться при реставрации. По чертежам архитектора восстановили и фасады здания — с барельефами «Гелиос» и «Селена» и маскаронами.


ДАРЬЯ ПАРАМОНОВА

Генеральный директор Strelka CA и консультант по архитектурному проекту

«Одно из наших главных достижений — то, как здание удалось интегрировать в городской контекст. В последние годы, когда кинотеатр был закрыт, здание смотрелось как такое препятствие, которое нужно было обходить. Глухой фасад, выходящий на Воздвиженку, был транзитной зоной, мимо которой все шли к метро или Арбату.

Мы постарались активизировать этот фасад и сделать это максимально деликатно, чтобы не испортить исторический облик, — так появились дополнительные входы в здание. Сейчас в кинотеатр можно зайти буквально с любой стороны и попасть в вестибюль, кофейню или ресторан. И это тоже развивает идею осевой композиции, придуманную Шехтелем: в центре находится главный зал, все остальное расположено вокруг него».


РЕСТАВРАЦИЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННОГО» ЗАНИМАЛИСЬ НЕСКОЛЬКО БЮРО


Над реконструкцией «Художественного» работало несколько архитектурных бюро из разных стран, в том числе немецкое merz merz (отвечало за восстановление Государственной оперы и Старой национальной галереи в Берлине) и москвичи из КБ «Стрелка». Интерьерами кинотеатра занималось испанское бюро Lázaro Rosa-Violán.

За семь лет, пока шел ремонт, «Художественный» несколько раз сменил собственника. В конце марта Сбербанк (получил кинотеатр вместе с другими активами Rambler Group) передал его в управление ООО «Кинотеатр Пионер» бизнесмена Александра Мамута.


В ФОЙЕ КИНОТЕАТРА ПОЯВИЛСЯ ФОНТАН


Приблизили к шехтелевскому проекту не только внешний, но и внутренний вид кинотеатра. В фойе перед главным залом появился фонтан, изначально там находившийся, от которого до наших дней сохранилось только основание. Кроме того, в «Художественном» отреставрировали историческую лестницу в северном фойе и поставили дубовые двери (их вид восстановили по фотоснимкам). Оригинальных элементов в кинотеатре не так много (это в основном декор в главном зале и фойе, фрагменты потолка), не сохранилось и фотографий интерьеров до 40–50-х годов, поэтому дизайн многих помещений современный.


ДАРЬЯ ПАРАМОНОВА

Генеральный директор Strelka CA и консультант по архитектурному проекту

«Там, где оригинальные интерьеры не сохранились, где мы не могли установить, как выглядело то или иное помещение, были сделаны новые интерьеры. Мы не пытались имитировать исторические интерьеры и сделать что-то “под Шехтеля“, а хотели сохранить атмосферу старейшего кинотеатра Москвы, парадного и премьерного».


КИНОЗАЛОВ ТЕПЕРЬ ЧЕТЫРЕ


Те, кто застал кинотеатр до реставрации, помнят, что в нем было несколько микрозалов — розовый, голубой, золотой. Теперь залов в «Художественном» четыре: главный на 474 места, два малых (по 46 мест) и камерный. Главный зал находится на первом этаже, камерный — на втором, малые — на третьем, на месте чердака. Все залы оборудованы аудиосистемой Dolby Atmos и новейшими лазерными проекторами Barco (таких в мире всего 21, четыре из них — в «Художественном»). Показывать кино с пленки, как и фильмы в 3D, в кинотеатре тоже могут.


ДАРЬЯ ПАРАМОНОВА

Генеральный директор Strelka CA и консультант по архитектурному проекту

«Малые залы расположились за фронтоном, там, где раньше был холодный чердак, которым не пользовались. В вестибюле появилась новая лестница, которая связала первый этаж с фойе перед малыми залами. Все расположено симметрично, по оси, — в этом плане новые залы гармонично повторяют планировочные принципы, которые были заложены Шехтелем».


В ГЛАВНОМ ЗАЛЕ ОТКРЫЛИ БАЛКОН


Главному залу вернули исторический облик: теперь смотреть кино в нем можно не только из партера, но и с балкона — до ремонта зрителей не пускали на него из-за опасности обрушения, теперь опоры укрепили. Еще одно изменение — пол в партере теперь не прямой, как было до реставрации, ряды поднимаются вверх от экрана. В зале восстановили лепнину, на место вернули ажурную решетку шехтелевских времен, которую обнаружили при демонтаже советского потолка.


ШИК И ЛОСК


Даже тем, кто часто был в «Художественном» до реставрации, будет непросто узнать его после открытия. И дело не только в планировке: новый «Художественный» — премьерный центр и премиальный кинотеатр — гораздо шикарнее прежнего. Перед входом в главный зал появилось огромное фойе со светлым мраморным полом, расписными панно на стенах, богатыми люстрами, дубовыми дверями и фонтаном. На второй этаж ведет широкая лестница, опоясывающая двухметровый светильник.

Шикарная атмосфера дорого стоит: цена билетов на «регулярные сеансы» в обновленный «Художественный» — от 290 рублей до 750 рублей (поход на премьеры, а также в камерный зал обойдется дороже). С ростом цен отчасти примиряют шикарные мрачные уборные с отличной сантехникой.


«ЖЕМЧУГ СРЕДИ КИНОМАССИВА»


«Стратегия кинопоказа определена уже названием “Художественный“, — отвечает кинокритик, программный директор Стас Тыркин на вопрос, как для кинотеатра будут отбирать фильмы. — Наша задача — выделить жемчуг среди всего киномассива. Фильмы про соревнования грузовиков здесь показывать не будут».

В то же время, по словам Тыркина, кинотеатр не превратится в музей кино: «Не будет дискриминации по форматам и жанрам: иногда качественный мейнстрим лучше среднестатистического “фестивального“ фильма, полного заунывных артхаусных штампов». Большинство фильмов будут показывать в «Художественном» на языке оригинала с русскими субтитрами.


ЭЙЗЕНШТЕЙН И НАЙШУЛЛЕР


«Художественный» откроется 9 апреля российской премьерой фильма Флориана Зеллера «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Картину покажут за неделю до выхода в прокат. А на следующий день, 10 апреля, в «Художественном» пройдет спецпоказ «Броненосца Потемкина» — его премьера состоялась здесь же в 1926 году. Фильм (отреставрированную копию «Броненосца Потемкина» привезли из Берлинской синематеки) представит режиссер боевика «Никто» Илья Найшуллер.


СТАС ТЫРКИН

Программный директор «Художественного», кинокритик

«Для меня было очень важным показать “Броненосец Потемкин“ — фильм, на котором строится бренд “Художественного“, премьера которого прошла здесь. Но мы не хотели проводить архивный показ для галочки, на котором киноведы скучным языком излагают вещи, которые можно на раз посмотреть в “Википедии“. Чтобы заинтересовать молодую аудиторию, мы пригласили Найшуллера, который работает в той же эстетике, что и Эйзенштейн, использует его “монтаж аттракционов“».


СПЕЦПОКАЗЫ И ФЕСТИВАЛИ


Кинотеатр будет сотрудничать с культурными институциями из разных стран — в планах работа с Берлинской и Римской синематеками. Здесь будут проводить спецпоказы (например, можно будет увидеть боснийскую драму «Куда идёшь, Аида?», номинированную на «Оскар», — в России в прокат она не выходила) и формировать свои кинопрограммы — в апреле в кинотеатре покажут номинантов на «Оскар». «Художественный» станет одной из площадок Московского кинофестиваля, а 30 апреля, в день рождения Ларса фон Триера, здесь пройдет спецпоказ «Догвилля».

Куда идёшь, Аида?


СТАС ТЫРКИН

Программный директор «Художественного», кинокритик

«Кто-то ходил в “Художественный” еще до того, как мы родились, кто-то вообще никогда не был в кинотеатре — и, конечно, ждем мы всех. Как есть разное кино, так будет приходить и разный зритель. Но я надеюсь на открытость аудитории, понимание, что искусство кино живое. У нас покажут и фестивальный румынский фильм из программы ММКФ, которую я собирал, и новый фильм Гая Ричи, авторский блокбастер “Гнев человеческий”».


КАФЕ, РЕСТОРАН, БИБЛИОТЕКА И «FICTION»


После открытия в «Художественном» можно не только посмотреть кино. В фойе кинотеатра появились бары, слева от главного зала находится гастропространство с корнером израильских парфюмеров Zielinski & Rozen (здесь же можно купить аромат «Fiction», созданный специально для кинотеатра). Справа от главного зала теперь работает ресторан Niki — за гастрономическое наполнение «Художественного» отвечает Lucky Group.

Есть предложение и для тех, кто не голоден, — в южном фойе кинотеатра откроется корнер Библиотеки имени Некрасова, где можно получить книги о кино из специального фонда.


LUCKY GROUP

«У каждого пространства своя энергетика и история, определяющая вектор нового проекта. Niki — это ресторан современной русской кухни, где соединились эпоха неоклассицизма Шехтеля и XXI век. Это новое прочтение русских традиций в сочетании вкусов, подаче блюд и техник приготовления разных эпох. Фокусна работе с ферментациями, сезонностью и русскими продуктами.

Eleven — городская кофейня с собственной пекарней и вином, названная в честь первого киносеанса в кинотеатре “Художественный”, который состоялся 11 ноября прошлого века. Это современный проект для жителей Москвы, спешащих на работу горожан и гостей театра».