Выставка Николая Фердинандова и Армандо Реверона
Творчество русского художника Николая Фердинандова, эмигрировавшего в Венесуэлу, так же мало известно в России, как и работы его ученика Армандо Реверона. Государственная Третьяковская галерея восполняет этот пробел новой выставкой. С 14 сентября в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке открыта выставка "Встреча. Николай Фердинандов и Армандо Реверон. Две гаммы одного вдохновения". Их живопись и графику в Москву привезли из Галереи национального искусства Венесуэлы, которая выкупила немногие уцелевшие во время Второй мировой войны работы Фердинандова, и, конечно, обладает большим собранием Реверона, одного из ведущих латиноамериканских мастеров ХХ века.
Николай Фердинандов "Рассвет на кладбище "Дети Бога". 1919. Картон, гуашь. 69х54,5. Галерея национального искусства Венесуэлы
Знакомство Фердинандова и Реверона произошло в Венесуэле, в одном из кружков творческой богемы под названием "Общество изящных искусств". В число молодых художников, писателей и критиков "Общества" входил и талантливый Армандо Реверон. Все они, а Реверон в особенности, попали под обаяние живописца, ювелира и художественного проектировщика Николая Фердинандова, или Эль Руссо, как стали его называть. К тому моменту Фердинандов, уехавший из России в 1915 году, уже окончательно обосновался в Венесуэле.
Николай Фердинандов стал мостом между уходящей от аграрного строя Венесуэлой и обладавшей огромным культурным наследием Европой. В начале XX века основными жанрами венесуэльской живописи все еще были религиозная картина и портрет, и она искала свой национальный путь в живописи, одновременно желая приобщиться к общемировым течениям. Фердинандов повлиял на Армандо Реверона, Федерико Брандта, Рафаэля Монастериоса — художников, определивших главное лицо современной живописи Венесуэлы.
Николай Фердинандов. "Кипарисы на кладбище "Дети Бога". 1919. Картон, гуашь. 54,5х59,5. Галерея национального искусства Венесуэлы
Для Реверона Фердинандов был Учителем с большой буквы, и его философии венесуэльский художник следовал не только в творчестве, но и в жизни. Эль Руссо считал, что искусству необходимо предаваться в уединении, и Реверон стал отшельником, посвятив живописи всю свою жизнь. Он старался передать особенности цвета и света креольского пейзажа, постепенно отходя от предметной живописи и переходя к абстракции. Армандо приобрел большую известность как в своей стране, так и за рубежом: одна из его последних выставок прошла в 2007 году в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
Армандо Реверон. "Автопортрет с куклами". 1949. Бумага на картоне, карандаш, мел, пастель, уголь. 64,7х83,8. Галерея национального искусства Венесуэлы
Московская экспозиция "Встреча. Николай Фердинандов и Армандо Реверон. Две гаммы одного вдохновения" будет работать до 11 ноября. В том же Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка Марка Шагала, которая закроется уже 30 сентября. Если вы еще не успели посетить ее, советуем поторопиться!
Армандо Реверон. "Хуанита в розовом". Ок. 1939. Бумага на холсте, водные краски. 77,5х55. Галерея национального искусства Венесуэлы
Армандо Реверон. "Внутренний дворик санатория Сан Хорхе". 1954. Бумага, мел, пастель, уголь. 65,6х105,4. Галерея национального искусства Венесуэлы
Текст: Дарья Горшкова
Фото: tretyakovka.livejournal.com
14.09.12, 16:20
Другие истории
Подборка Buro 24/7