До 14 мая в Музее Москвы можно увидеть экспозицию, посвященную архитектуре и градостроительным практикам российской столицы. Куратор выставки «Москва: Проектирование будущего» Дмитрий Ликин рассказал BURO. о том, как она устроена, и главных архитектурных утопиях, которые хоть и не были реализованы, но повлияли на облик города.
Проектирование будущего — это сложный набор теоретических компетенций и практических умений. Оно напрямую зависит от тех усилий, которые мы предпринимаем сейчас. Люди обычно относятся к тому, что видят вокруг себя, как к данности — есть и есть. Но сегодняшняя Москва — это не случайность. Город, особенно столичный, — это сложный организм, складывающийся под взаимным воздействием различных объективных факторов, внезапных событий и судеб конкретных людей, в этих обстоятельствах живущих. Выставка, созданная вместе со специалистами Москомархитектуры и Института Генплана Москвы, позволяет проследить эволюцию управленческих механизмов столицы и оценить роль утопических проектов, зачастую имевших мало общего с реальностью, но глубоко повлиявших на развитие архитектурной мысли.
Пространство выставки объединяет прошлое, настоящее и будущее Москвы. Для профессионалов, конечно, было бы достаточно выставить в экспозиции генеральные планы переустройства города. Но человеку с улицы эти документы ничего не объяснят, поэтому нам было важно придумать более понятные форматы. И поскольку мы живем в эпоху, когда все уже привыкли к ютьюбу и тиктоку, мы сделали наш рассказ о градостроительной истории Москвы мультимедийным. Так, одно измерение выставки — популярная линия: увлекательные фильмы, благодаря которым можно узнать о тех или иных событиях и явлениях, сформировавших современный облик города. Другое измерение — профессиональная линия, показывающая как отдельных личностей, так и систему принятия решений.
Первая часть выставки. Заканчивается 1918 годом, когда большевики вернули столицу из Санкт-Петербурга в Москву. История города здесь представлена через историю сущностей: историю земли, историю дорог, историю воды и зелени, историю города как центра религиозной и светской жизни. Например, фильм «История воды» показывает, как развивалась водная сеть столицы, строились плотины, шлюзы, гранитные набережные, спрямлялись русла рек и реализовывался грандиозный проект превращения Москвы в порт пяти морей. Именно эта часть экспозиции рассказывает, как сложился исторический организм Москвы.
Любые процессы осуществляются чьими-то руками. Мы живем в стране, где к власти принято относиться с подозрением. Мы обычно про власть говорим местоимением «они»: они опять все перекопали, они не знают, как живет народ... Эта часть выставки объясняет, кто такие «они»: чьими руками осуществляется руководство городом и как отдельные архитекторы были интегрированы в управленческую схему. Мы фокусируемся на фигурах не столько знаковых, сколько значимых. Здесь не будет многих иконических персонажей отечественной архитектуры, но зато можно встретить малоизвестных инженеров и архитекторов, реально повлиявших на развитие Москвы.
Раздел открывается рассказом об Иване Мичурине — авторе плана Императорского Столичного города Москвы, в котором впервые были обозначены границы застройки города и его основные районы. Помимо кратких биографий творцов, здесь можно увидеть карты, на которых отмечены их основные проекты, а также самые заметные изменения в структуре города, происходящие в данный период времени, — скажем, строительство водоотводного канала при Николе Легране, заключение реки Неглинной в трубу при Осипе Бове, строительство новых транспортных колец, спрямление русла рек, расширение существующих и строительство новых улиц и т.п.
Оценить значимость и масштаб вклада каждого из представленных здесь архитекторов позволяют самые известные и весомые работы мастеров: знаковые объекты города — Большой кремлевский дворец Василия Баженова, Большой театр Осипа Бове, спорткомплекс «Лужники», спроектированный Александром Власовым, и многие другие. Наряду с этим показаны главные генеральные планы столицы, включая разработанный под началом Владимира Семенова и Сергея Чернышева Генплан 1935 года, а также Генплан 1971 года, над которым работал коллектив Института Генплана Москвы под началом Симона Матвеева. Завершает рассказ о творцах главный архитектор Москвы с 1996 по 2012 год Александр Кузьмин. Он занимал должность главного архитектора города в один из самых сложных этапов его развития — период перехода от плановой экономики к рыночной, от социалистического государства к капиталистическому.
Еще один важный раздел выставки, посвященный проектам, которые никогда не были реализованы. Архитектурные фантазии — жанр весьма популярный и почтенный, а прошлое столетие подарило этому жанру невиданное количество поводов. Бурное столетие буквально выдвинуло архитекторов на передовую — в своих «идеальных» проектах они пытались выразить идеи будущего. И хотя многие из них даже и не предназначались для реализации — такие мысли вслух, они оказали значительное влияние на город. Особенно ярко это проявлялось в «большие» эпохи, когда утопические работы становились высшей точкой архитектурных и градостроительных поисков.
Время авангарда с его желанием тотального переустройства всех сфер жизни принесло проекты, которые до сих пор остаются актуальными, — «Город будущего» Георгия Крутикова, здание Наркомтяжпрома на Красной площади Константина Мельникова, проект горизонтального небоскреба Эля Лисицкого, Институт библиотековедения на Ленинских горах от Ивана Леонидова и т.д. Сталинский период, когда Москва мыслилась как столица коммунистического мира, рождала проекты-репрезентации власти — Дворец Советов от Бориса Иофана, Центральный дом «Аэрофлота» Дмитрия Чечулина, Пантеон вечной славы великих людей Советской страны Николая Колли и другие. Послевоенный модернизм и эпоха научно-технической революции снова поставили вопрос о тотальном переустройстве городов и новых сценариях жизни — проект Всемирной выставки 1967 года, транспортный тоннель под Красной площадью и т.д. Я не сожалею, что ни один из этих проектов так и не появился на улицах Москвы, ведь все они бесчеловечные. Архитектор раньше плевал на личность. Это сейчас мы только-только начали жить в эпоху, когда во главе угла встает отдельно взятый человек.
Глядя на современные утопические проекты, представленные на выставке, не покидает мысль, что они вовсе не утопические, а очень приземленные, если говорить о масштабе, но при этом очень социальные и гуманистические, если говорить об их характере. Не покорение и укрощение окружающего мира, а реконструкция существующего, тренд на устойчивое развитие, повторное использование ресурсов, возвращение природных территорий. Утопии и реальность смыкаются.
Финальная точка выставки, которая воссоздает атмосферу проектного института. Здесь на стенах висят рабочие макеты, в разное время выполненные сотрудниками проектных мастерских, а зал заполняют оригинальная мебель и чертежные инструменты, которые можно было увидеть в любом проектном институте конца XX века. Здесь можно отдохнуть, полистать книги, а также попробовать себя в роли архитекторов и градостроителей в интерактивных играх.
17.02.22, 14:43
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7